1. Сорок работ запрещены в субботу. И хоть, вроде бы, мишна (Шаббат 73:1) говорит, что это число, оно "минус один" (т.е., тридцать девять), в этом трактате есть дважды намек, что число-то - сорок, а вот наказание смертью - за тридцать девять.
2. Вообще куча вещей у нас в иудаизме - "сорок, минус один": а) в Торе написано "дварим" или "а-дварим", б) слово "млаха" в разных вариантах (там же, л. 49), в) относительно строительства Скинии слова "млаха" и "авода" написаны "40 - 1" раз (Йерушалми, Шаббат 7:2), г) толадот (производных) у каждой "млахи" (субботнего запрета) (там же), д) проклятий, полученных Адамом и Хавой и Змеем и землёй; всем по десятке, кроме земли (Мидраш-раба, Бемидбар, гл. 5 и 11, а также Пиркей де-рабби Элиэзер, 14, см. там коммент Радаля), е) ударов плетью тому, кому такое полагается (тр. Макот, 22. Кстати, там есть мнение, что таки ровно сорок их было), ё) столько лет просуществовала Скиния в пустыне (тр. Звахим, 118), ж) столько барашков приносили в жертву каждый год (кроме двоих на ЙК, у которых задача - искупить): 12 на рош-ходеш, 7 на Песах, 3 - на Ацерес, один - в Рош а-шана, один в Йом а-киппур и 15 на Суккот! з) столько букв - в четырех "наполнителях" Имени Творца (четырехбуквенного): ע"ב ס"ג מ"ה ב"ן (каббалисты так говорят).
3. 40 дней был Мойше на Синайской горе, получая первые скрижали (Шмот, 34).
4. Еще 40 - молился после того, как евреи сделали тельца (Дварим, 15).
5. 40 дней был на Синайской горе, получая вторые скрижали (См. "Сэдер олам", гл. 6, а также "Пиркей де-рабби Элиэзер", гл. 46 и коммент Радалая, как всегда).
6. Есть мнение в Иерусалимском Талмуде (Шкалим 6:1), что на скрижалях было 40(!) речений (по Рашби, 20-20, а по рабби Симаи, 40-40).
7. Скрижали весили 40 сеа (там же), и столько же весил посох Мойше! (Танхума, гл. Ва-эрэ), и столько же весил каждый камень из тех, что было велено поставить в реке Йарден при ее переходе, когда входили в Землю Израиля (тр. Сота, 34).
8. Сорок дней берет на образование плода в чреве матери (тр. Нида, 30).
9. Миква должна быть объемом в 40 сеа: локоть в ширь, локоть вглубь, три локтя - в высоту (тр. Псахим, 109), и это супротив сорока упоминаний «колодезь», что в Торе (Мидраш-раба, Бемидбар, гл. 18).
10. 40 поколений от Мойше до рабби Иеуда «а-наси» (составитель Мишны).
11. 40 лет Мойше жил во дворце фараона(!), 40 лет - в Мидьяне, ну а оставшиеся сорок - все в курсе (Кстати, рабби Йоханан бен Закай жил столько же, и его года также были поделены на три равные части: торговля, учёба, служение еврейскому народу (тр. Рош а-шана, 31:2). И то же самое рабби Акива: 40 лет траншеи рыл, 40 лет Тору учил, 40 лет евреев учил (в нач. Бемидбар-раба).
12. Сорок золотых стоит почет благословить на «кос шель браха» (тр. Хулин 87:1).
13. «Щедрая трума» - это 1\40 от урожая (Трумот 4:3).
14. 40 лет евреи были в пустыне, супротив 40 дней, в которые представители колен разведывали «эрец Кнаан» (Бемидбар, 14).
15. Сорок лет будет продолжаться «период прихода Машияха», по мнению рабби Элиэзера (тр. Санхедрин, 99).
16. За сорок лет до разрушения Храма Сенидреон отправились в изгнание (тр. Шаббат, 15), и с того же момента жребий в Йом а-киппур ни разу более(!) не выпадал в правую руку коэна (тр. Йома, 39).
17. Вход в Храм - 40 локтей (Мидот 3:7).
18. Сорок лет - это возраст Постижения (Авот, 5).
19. У сорока народов есть свой язык, а своей письменности - нету, а у сорока других народов - всё наоборот, а у оставшихся сорока - нет ни того, ни другого! (Шир а-ширим раба, 6:9).