Нарьян-Мар - столица Ненецкого автономного округа. Город расположен в 110 километрах от побережья Баренцева моря в низовьях реки Печоры, одной из самых крупных и малозаселённых рек европейской части России. Нарьян-Мар - достаточно далёкий и изолированный город - он пока не связан капительными дорогами с остальной дорожной сетью России, а до ближайшей железнодорожной станции Усинск здесь 350 километров по зимнику. Первые поселения в этих местах были основаны очень давно - ещё с XII века. В 1499 году в окрестностях нынешнего Нарьян-Мара возник острог и город Пустозерск, один из форпостов освоения Сибири и Севера. Нынешний же Нарьян-Мар («Красный Город») был основан в 1931 году в связи с открытием здесь Печорского порта, основной специализацией которого на тот момент стал вывоз Воркутинского угля. В 90-х годах Нарьян-Мар, как и многие города Севера, стал потихоньку вымирать - но, в отличие от Амдермы, ему повезло: в начале XXI века в связи с масштабным освоением новых месторождений, в Ненецкий автономный округ пришла большая нефтегазовая индустрия, и это придало кардинально новый толчок развитию этих мест. Те, кто давно живёт в Нарьян-Маре, в один голос говорят, что город в 90-х и сейчас - это просто два разных города. Есть нефтегазовая отрасль - есть жизнь. А если нет - тогда, в самом худшем случае, Амдерма. К сожалению, это реалии очень многих наших удалённых регионов. В Нарьян-Маре жизнь есть. Давайте прогуляемся по городу и попытаемся сравнить Нарьян-Мар сегодняшнего дня и недалёкого прошлого.
1. На центральную площадь Нарьян-Мара выходят здания администрации Ненецкого автономного округа, администрации самого города и почтамт.
2. Администрация Ненецкого автономного округа располагается в симпатичном деревянном здании со шпилем.
3. А это почтамт, стилизованный под классическое ненецкое строение.
4. Неподалёку от центральной площади находятся две недавно построенных церкви и воскресная школа.
5.
6. Чуть в отдалении построена ещё одна церковь - для староверов.
7. Администрация города располагается в современном кирпичном здании.
8. От главной площади расходятся несколько улиц - одна из них пешеходная, ведущая в районы, где сохранилась историческая деревянная застройка города.
9. А в другом направлении идёт Аллея Героев.
10.
11.
12. За памятниками воинам Великой Отечественной войны находится памятник погибшим в Афгане, Чечне и других, как их принято называть, локальных конфликтах.
13. И ещё один интересный памятник - ненецким оленно-транспортным батальонам, которые в период Великой Отечественной войны занимались перевозкой грузов на оленях в Мурманской области и Карелии.
14. Большую роль в перевозке грузов в годы войны сыграл и расположенный в Нарьян-Маре Печорский морской порт.
15. Осмотрев центральную часть города, прогуляемся до порта, которому Нарьян-Мар и обязан своим появлением. Неподалёку от пристани находится памятник Пустозерску, крупному городу и острогу, располагавшемуся примерно в 25 километрах от нынешних границ Нарьян-Мара. Город был основан в 1499 году, был одним из важнейших форпостов освоения этих мест, но со временем утратил своё значение и окончательно был оставлен в 1960-х годах. На останки старого города при случае очень интересно съездить.
16. Печорский порт доступен для морских судов, заходящих сюда с Баренцева моря. Есть здесь и пассажирский павильон. По Печоре существуют пассажирские перевозки, связывающие крайне немногочисленные поселения вдоль этой пустынной реки со столицей Ненецкого автономного округа.
17. Пассажирская пристань Нарьян-Мара - на пассажирских перевозках по Печоре работают три судна: «Ю. Россихин», «Пустозерск» и «Ясавэй».
18.
19.
20. Мостов через Печору нет, и для переправки транспорта через реку используются паромы летом и ледовые переправы зимой.
21.
22. На одном из зданий недалеко от порта находится памятная доска первым полярникам.
23.
24. Изначально Нарьян-Мар был практически полностью деревянным - основным типом зданий были примерно такие двухэтажные дома, состоящие из нескольких квартир, а также бараки. В последнее десятилетие, после прихода сюда нефтегазовой отрасли, в Нарьян-Маре стало стремительно строиться новое современное жильё, а старые дома начали сноситься. Сейчас их осталось не так много, и многие краеведы борются за то, чтобы часть старой деревянной застройки сохранить - наподобие улицы Чумбаровка в Архангельске.
25.
26.
27. А теперь посмотрим Нарьян-Мар сегодняшнего дня. Это современный благоустроенный 25-тысяный город с магазинами, супермаркетами, школами, гостиницами, кинотеатрами, отличными ресторанами, стадионами и крытыми спортивными комплексами. Здесь есть всё для нормальной жизни человека - в городе много вахтовиков, командировочных, управленческого персонала нефтегазовой отрасли, попадается и довольно много иностранцев, участвующих в совместных нефтегазовых проектах. Нарьян-Мару повезло: есть нефтегазовая отрасль - есть жизнь.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Во второй день, перед вылетом в Москву, мы немного покатались в окрестностях в компании Юрия, руководителя одной из местных турфирм, занимающейся развитием туризма в Ненецком автономном округе. Он рассказал очень много интересного про этот край и различные варианты возможных будущих путешествий - до этой поездки я мало что знал про Ненецкий автономный округ, а оказывается здесь много интересного: и природа, и культура ненцев, и различные варианты зимнего отдыха, и очень зацепившая меня возможность провести несколько дней в необычайно красивых заповедных шхерах Баренцева моря. И всё это при желании очень легко организовать.
41. Напоследок же мы с Юрием заехали сначала на берег Печоры в окрестностях города.
42.
43. Затем на живописную речку Куя, один из притоков Печоры, излюбленное место отдыха жителей Нарьян-Мара.
44.
45.
А после этого пришла пора возвращаться… Аэропорт, два часа на ютэйровском «Боинге», и Москва. Было очень интересно провести 10 дней на Крайнем Севере в разгар лета и посмотреть массу совершенно новых неизведанных мест и регионов России. А лето продолжается! :)
К оглавлению >>>