Усть-Ордынский Бурятский округ. Дорога на Ольхон

Dec 01, 2018 00:02



Сегодня мы совершим 300-километровый автопробег из Иркутска до острова Ольхон, а по пути побываем в посёлке Усть-Ордынский, столице Усть-Ордынского бурятского округа, с 2008 года входящего в состав Иркутской области.

Покинув иркутскую гостиницу около 7 утра, садимся в машину и начинаем путь по трассе Иркутск - Качуг (городок, расположенный в верховьях реки Лены). На 65-м километре этой трассы посреди бескрайних степей Предбайкалья стоит посёлок Усть-Ордынский, центр Усть-Ордынского бурятского округа, обширной территории, населённой преимущественно бурятами.

1. Для начала немного прогуляемся по посёлку.



2. Кинотеатр:



3. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Все надписи в Усть-Ордынском выполнены на двух языках: русском и бурятском.



4. Автобусное ретро.



5. Страж правопорядка:



6. Краеведческий музей, экспозиции которого знакомят с культурой бурятов Прибайкалья.



Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. Формирование бурятского народа можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживавших в Прибайкалье. Ныне буряты проживают в трёх основных районах - к западу от Байкала (Иркутская область, Усть-Ордынский бурятский автономный округ) проживает 81 тысяча бурят; к востоку от Байкала на территории республики Бурятия - 272.9 тысяч бурят; и, наконец, на территории Монголии - около 100 тысяч бурят. У бурятов есть свой язык. Впрочем, наречия бурятов разных территорий довольно сильно отличаются друг от друга (языки бурят Предбайкалья, Забайкалья и Монголии сильно разнятся). Ну и конечно, вторым родным языком бурят, проживающих на территории России, является русский. Многие современные буряты владеют им гораздо лучше, чем своим историческим языком, даже несмотря на то, что во всех школах Бурятии и Усть-Ордынского автономного округа бурятский язык изучается в обязательном порядке.

На степных территориях, населённых коренными бурятами в основном распространены буддизм и шаманизм. Впрочем, довольно глубоко укоренилось здесь и православие. Нужно отметить, что на территориях, окружающих Байкал, эти религии очень тесно переплелись между собой и укоренились у местных жителей. Вполне обычная картина, когда на панели автомобиля рядом со статуэткой Будды соседствует православный крестик, а поблизости повязаны какие-то шаманские ленточки. Буряты в основном проживают в степных районах и по берегам Байкала, поэтому в основном занимаются животноводством, скотоводством и рыболовством.

Буряты - весьма спортивный народ. Из этих краёв вышло много чемпионов, особенно по борьбе и стрелковым видам спорта. Ну а исконно бурятская борьба - особенная. У неё очень простые правила (надо просто оторвать соперника от земли), но очень много хитрых приёмов. У бурят регулярно проводятся соревнования по этой борьбе, являющейся важным атрибутом местной культуры.

Исторически у бурят не распространено многожёнство, однако в прошлые времена, в экстренных случаях, когда женщина не могла родить детей, мужчина имел право взять себе вторую жену (которая, правда, должна была отвечать определённым критериям - по возрасту, здоровью и не состоять в браке). Так, бабушка нашего экскурсовода никак не могла родить ребёнка, и тогда дедушка завёл себе вторую бабушку, которая успешно продолжила род. И в дальнейшем дедушка, вместе с двумя бабушками, занимались воспитанием подрастающего поколения.

7. Туристов встречают по старинным бурятским обычаям:


8. Во дворе музея мы познакомились с шаманом, поучаствовали в некоторых ритуалах и посмотрели народный фольклор.



9. В отличие от путешествия в Якутию в 2008 году, местный шаман был не показушным для туристов, а самым настоящим. К нему ходят люди, он практикует, ведёт ритуалы, участвует в различных шаманских слётах и имеет, если память не изменяет, 4-ю шаманскую категорию из 6-ти.



10. Девушки-бурятки в национальных костюмах:



11.



12. Национальные танцы.



13. Остановка в Усть-Ордынском оставила исключительно позитивные впечатления. А мы снова садимся в машину и продолжаем автопробег. Направо - 65 километров до Иркутска, налево - 192 километра до Качуга. Нам туда.



14. Автодорога Иркутск - Качуг. Путешествие степями Предбайкалья.



15. Приблизительно на половине пути между Иркутском и Качугом (на 128 километре трассы) находится посёлок Баяндай, где от основной трассы вправо уходит боковая дорога на Ольхон.



16. В Баяндае мы чудесно отобедали в придорожной кафешке, отведав позы (или бузы) - фирменное блюдо бурятов и вообще всего побережья Байкала. Позы - это что-то вроде пельменей или точнее мантов: рубленное мясо в тесте.



17. Боковая дорога на побережье Байкала и остров Ольхон ведёт через покрытый лесами перевал Приморского хребта. Нам предстоит проехать по ней ещё 120 километров.



18.



19.



20.



21. Преодолев перевал, делаем остановку у очень почитаемого у шаманов места - столб обвязан десятками ленточек. Здесь положено останавливаться, оставлять монетки и ленты. Вообще в окрестностях Байкала десятки и сотни подобных мест. Если вначале их воспринимаешь, как диковинку, то потом совершенно привыкаешь - настолько их много. Ну что же - таковы местные обычаи.



22. Дорога плавно спускается к Байкалу - лес остаётся позади, и вокруг, насколько хватает глаз, простираются бескрайние Тажеранские степи, почти лишенные какой-либо растительности.



23.



24.



25. Последний поворот - и взору открывается величественная панорама Байкала: перед нами - мелководный залив Мухор и огромный пролив Малое Море, часть Байкала отделённая островом Ольхон от остальной акватории огромного озера. На побережье Малого Моря располагаются десятки баз отдыха и диких кемпингов. Спускаемся к паромной переправе.



Остров Ольхон отделён от материка узким проливом Ольхонские ворота. Ширина этого пролива в узкой части составляет 1 километр, длина его - порядка 7 километров. Пролив Ольхонские ворота имеет дурную славу из-за частой здесь толчеи крутых волн, достигающих иногда 5-метровой высоты. Неподалёку от пролива Ольхонские ворота в Малое Море впадает река Сарма, самый крупный приток этого обособленного участка Байкала. В долине реки Сармы сохранилась дорога, по которой 2 июля 1643 года под началом казака Курбата Иванова 75 «охочих, служивых и гулящих людей» из Верхоленского острога впервые, согласно официальным данным, вышли на берег Байкала.

По названию реки получил своё имя один из самых коварных и свирепых ветров на Байкале. Здесь, переваливаясь через Приморский хребет с обширной Приленской возвышенности, арктический воздух устремляется в суживающуюся к устью долину, которая на выходе в котловину Байкала образует своего рода природную аэродинамическую трубу. Перепад высот Приленской возвышенности и уровня Байкала - более 500 метров, что создает весьма благоприятные условия для того, чтобы низвергающиеся с такой высоты массы холодного воздуха приобрели огромные скорости и разрушительную силу. Из долины Сармы, особенно в осенний период, может внезапно задуть ветер до 40 и даже 60 метров в секунду! Расположенное напротив устья Сармы побережье Ольхона и прилегающие континентальные территории практически лишены растительности. Ветер Сарма стал причиной самой крупной в истории судовой катастрофы на Байкале. Осенью 1902 года перед мысом Кобылья Голова погибли буксируемые баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Предвестниками Сармы считают появление неподвижных облаков над вершиной горы. Ветер начинается, как только образуется небольшой просвет между вершиной горы и нижней кромкой облаков. Если ворота открылись - через 20-30 минут начинается ветер.

Но сейчас погода хорошая, ветер слабый, и волнение в районе Ольхонских ворот небольшое. На материковом берегу у переправы находится посёлок МРС (Маломорский рыбсовхоз), исходное название которого - Сахюрта. На ольхонской паромной переправе работают два парома - относительно новый "Ольхонские ворота" и более старый "Дорожник". Паромы работают с 20 мая по 15 декабря и совершают по нескольку десятков рейсов в день. Нам предстоит переправа на пароме "Ольхонские ворота", который как раз подходит к переправе.

26.



27. Пока с парома съезжают прибывшие с острова машины, забираюсь на окрестные скалы. Перед нами пролив Ольхонские ворота, а противоположный берег ни что иное, как крупнейший на Байкале остров Ольхон.



28.



29.



30. Занимаем места на верхней палубе парома - и поехали на Ольхон через пролив!



31.



32. Вот они - Ольхонские ворота, справа по борту открывается простор Большого Байкала, ширина которого в этом месте достигает 80-ти километров.



33. Расходимся с паромом «Дорожник».



34.



35.



36. Пристань Ольхона - паром мягко швартуется у причала, после чего машины и пассажиры покидают судно.



37.



38.



39.



Наступает заключительный этап нашего автопробега - дорога в посёлок Хужир, расположенный в центральной части острова.

Думаю, сейчас самое время рассказать про Ольхон чуть подробнее. На Байкале 26 островов, из них Ольхон - самый большой. Его длина - 71,7 километров, наибольшая ширина - 15 километров, площадь - 730 кв. километров. По характеру рельефа остров гористый. Восточный край его (наивысшие отметки 1274 м и 1149 м) круто обрывается к Байкалу - практически на всём протяжении скалистыми утёсами высотой до 80-120 м, а западный берег - полого спускается к мелководному Малому Морю. Своё название остров получил от бурятского слова «ой-хон» - «лесочек» или «немного лесистый». В действительности лес на Ольхоне встречается лишь в центральной и частично - северной частях. Южная оконечность острова - степная.

Прибегнув к поэтическим образам, можно сказать, что Байкал - это голубое сердце Сибири, а Ольхон - это сердце Байкала. Остров является географическим, историческим и сакральным центром озера - средоточием древних легенд и исторических преданий. Расположенный в центральной части Байкала вблизи наибольшей отметки глубины озера (1637 м) на равном удалении от северной и южной оконечностей озера, Ольхон сконцентрировал на своей территории всё многообразие природных ландшафтов байкальских берегов. Даже по своей форме он напоминает очертания Байкала. На острове встречаются степные ландшафты с глубоко вдающимися в сушу и хорошо прогреваемыми летом бухтами, редкие для Прибайкалья эоловые леса с дюнами и холмами, смешанные лиственные леса с участками реликтового ельника, живописные скалы на берегу из мрамора, густо покрытые красными лишайниками. Ольхон - настоящий заповедник удивительно разнообразных ландшафтов и величественных пейзажей!

40. Дорога от паромной переправы до посёлка Хужир идёт по пологому западному берегу Ольхона, вдоль побережья Малого Моря.



41.



42.



43.



44.



45.



Приближаемся к Хужиру - самому крупному посёлку Ольхона. Население острова не превышает 1500 человек, большая часть из них проживает в единственном посёлке на острове - Хужире. (1270 человек). Главными видами деятельности местного населения являются рыбная ловля и скотоводство. А в последнее время к ним прибавился и турбизнес - в посёлке насчитывается около 30 турбаз, очень развит частный сектор. Хужир - туристический центр Ольхона. В июле-августе на острове проживает около 20 тысяч туристов, и в посёлке необычайно оживлённо. Мы поселились на частном секторе - у хозяйки нашего двора насчитывается около 10 комнат для туристов, баня, своё небольшое кафе.

К оглавлению >>>

Байкал, Ольхон, Сибирь, Россия

Previous post Next post
Up