Заключительный полный день «Европейских каникул» было решено посвятить Амстердаму. Крошечная Голландия практически вся расположена вдоль изрезанного заливами и устьями рек берега Северного моря, её история пронизана покорением дальних морских земель и захватывающими путешествиями. Помимо освоения заморских земель голландцы кропотливо шаг за шагом боролись с морем и за свои земли - еще со средних веков и вплоть до наших дней голландцы отвоевывают землю у моря, строят дамбы и различные защитные сооружения, осушают земли. Старинный город Амстердам, как и все Нидерланды (именно так, а не «Голландия» все-таки правильнее называть в целом эту страну) - не исключение: его облик и история неразрывно связаны с морем. Амстердам находится в устьевой части рек Амстел и Эй (через которую связан с Северным морем); город изрезан многочисленными каналами, являющимися его символом и главным украшением.
1. От Брюсселя до Амстердама - два часа пути на скоростном экспрессе Fyra.
2. Вокзал Амстердама расположен прямо на берегу морского канала, связывающего город с Северным морем. Он был открыт в 1889 году и «отделил занавесом» Амстердам от моря - при этом было насыпано три искусственных острова и забито 8600 деревянных свай. Тем не менее, и сейчас железнодорожная станция практически со всех сторон окружена водными артериями - знаменитые каналы Амстердама сразу же встречают любого пассажира, сходящего с поезда.
3. На переднем плане - один из каналов, а на заднем - шпиль знаменитой Ауде Керк («Старая церковь»), ведущей свою историю еще с начала XIII столетия.
4. Минуем прилегающий к вокзалу квартал «Красных фонарей» и оказываемся в историческом центре города.
5.
6. Посреди широкой, мощеной камнем площади Ньивмаркт, находится городская весовая (Waag). Украшенное башенками, это здание представляет собой самые древние из дошедших до нас городских ворот. А городской весовой посреди торговой площади Waag стал в 1617 году. Теперь здесь находится ресторан «In de Waag».
7. Западная часть Старого города, именуемая также Университетским кварталом, пересекается прямоугольной сеткой каналов, на которые выходят фасады старинных домов XVII - XVIII веков. Зима, возможно, не самое лучшее время для посещения этих мест - в это время тут дождливо, промозгло и слякотно. Тем не менее, отсутствие солнца и зелени еще сильнее подчеркивает городскую архитектуру. И вот такой, как будто «черно-белый», Амстердам 1600-1700-х годов, воспринимается очень сильно. Как будто переносишься на несколько столетий назад!
8.
9.
10.
11. Это здание представляет собой прекрасный образец фасада XVII столетия. Оно было сооружено в 1605 году, и фасад с тех пор остался практически неизменным. В нем когда-то располагалась могущественная голландская Ост-Индская компания, основанная в 1602 году и доминировавшая в торговле с Индией.
Другая торговая компания того времени, Вест-Индская, была основана в 1621 году и сосредоточилась на Новом Свете и торговле рабами. Начало XVII века вообще стало для Голландии периодом всемирной экспансии - в это время были налажены торговые маршруты со странами Средиземноморья, Карибами, Северной и Южной Америками, Индией, Персией, Аравией, Японией и Китаем. Торговый флот страны стал крупнейшим в мире. В 1606 году голландцы открыли Австралию, в 1642 году - Тасманию; в 1625 году в южной части острова Манхэттен был заложен город «Новый Амстердам», ныне известный каждому под именем Нью-Йорк; голландцы осваивали и заполярные земли, зимовали на Новой Земле; на южной оконечности Африки заложили Кейптаун, в Южной Америке покорили город Ресифи… Это было золотое время Голландии и по-настоящему «золотой век» Амстердама - стремительно увеличивалось количество жителей, вокруг города было сооружено три кольца больших каналов...
12. Продолжаем прогулку по старинным кварталам, чей облик сформировался как раз в то время.
13. Одной из самых знаменитых достопримечательностей этой части города является Зюйдеркерк («Южная Церковь»), построенная в 1603 году. Её шпиль возвышается над другими зданиями начала XVII века.
14. Один из многочисленных прогулочных теплоходов проходит ворота канала Oudeschans.
15. Гулять по промозглому «черно-белому» Амстердаму хоть и приятно, но иногда погреться все-таки хочется. А вот и повод - в восточной части Старого города находится любопытный музей Рембрандта. XVII век был золотым для Голландии не только в плане открытий и освоения далеких земель - он стал выдающимся и для культуры страны: так, «Золотой век», самая выдающаяся эпоха голландской живописи пришлась именно на XVII век. Великий Рембрандт жил и работал в этом доме с 1639 по 1660 год. Многие из самых известных полотен Рембрандта были созданы именно в мастерской этого дома. По правде сказать, я довольно примитивно разбираюсь в искусстве, но полотна Рембрандта всегда легко узнаваемы и мне очень нравятся - видел их вживую в питерском Эрмитаже, у нас в Москве в Пушкинском музее, ну и на многочисленных репродукциях. У каждой из его известных картин какое-то особое лицо, настроение, философия; Рембрандт мастерски передавал на картинах свет, что особенно видно, когда смотришь на картину вживую. Словом, когда по дороге в поезде я вычитал, что в Старом городе есть дом-музей Рембрандта, я обязательно решил заглянуть в него при случае. :)
16. В музее сохранились интерьеры того времени. На первом этаже представлены работы учеников Рембрандта.
17. Этот пожилой мужчина тоже написан одним из его учеников. Стиль Рембрандта чувствуется по освещению портрета.
18. А вот и знаменитая мастерская Рембрандта.
19.
20. На следующих этажах находится выставка, в которой особенно запомнились знаменитые миниатюрные офорты - разновидность гравюры на металле. Вот, например, одна из них - «Возвращение блудного сына».
21. А этот миниатюрный автопортрет Рембрандта является символом амстердамского музея.
22. Продолжаем прогулку по кварталам XVII века, изрезанным каналами.
23.
24.
25. Зима в Амстердаме… Если честно, в первый момент такой Амстердам мне совсем не приглянулся, и я сильно жалел, что вокруг серо, дождливо и нет солнца. Но со временем пригляделся, проникся - безусловно, в «черно-белом», зимнем пасмурном Амстердаме есть свое очарование!
26. Через каналы Амстердама переброшено множество мостов, многие из которых - старинные, интересной разводной конструкции.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33. Амстердам компактен. К Старому городу с западной стороны примыкает Новый - именно так называется западная часть средневекового Амстердама. Старый и Новый город вместе формируют центр раннего приморского поселения. Центром Нового города, а, пожалуй, и всего Амстердама является площадь Dam, куда выходят фасады Королевского дворца, церкви Ньиве Керк («Новая церковь»), музея Мадам Тюссо и на которой установлен Национальный монумент.
34.
35. Королевский дворец. Нидерланды - конституционная монархия. Главой государства сейчас является королева Беатрикс, чья резиденция находится в Амстердаме. Фактической же столицей государства является не Амстердам, а Гаага, где базируется парламент, возглавляемый премьер-министром.
36. А вот и фасад Новой Церкви («Ньиве Керк»), построенной в начале XVII, когда население Амстердама резко выросло, и Старая Церковь уже не могла вмещать всех прихожан.
37.
38. Кварталы Нового города.
39.
40. Часто, когда знакомишься с интересным городом и ужат во времени, то начинаешь невольно спешить, пытаясь обойти и оббегать все возможное. Главное в таких ситуациях - не суетиться, четко понимать, что все равно всего не охватишь и просто получать удовольствие от города и прогулки, постараться запомнить и прочувствовать лицо и дух этого города. Так вышло и на этот раз -январские дни короткие, времени до темноты оставалось уже немного, но я не стал бегать - наоборот: пройдя немного по улицам Нового города, я зашел в первую приглянувшуюся пивную и, пропустив пару-тройку кружек бельгийского пива (простите, голландцы, что не «Amstel», но бельгийское люблю больше), отправился гулять вдоль каналов Амстердама в свое удовольствие, отбросив из головы все «обязательные» достопримечательности и прочие туристические предрассудки. :)
41. Сеть каналов Амстердама необычайно сложна и извилиста - одни каким-то немыслимым образом соединяются с другими, прогулочные суда порой заворачивают в какие-то совсем узкие дырки, которые сначала ну совсем не воспринимаются в качестве судоходных артерий, а туристы на борту радостно трогают руками своды старинных каменных мостов. В этом плане Амстердам очень похож на наш Питер - хотя в историческом плане это совсем не правильно: всё, как известно, ровно наоборот. :)))
42.
43. Выходим на площадь Мунтплейн, в центре которой возвышается Монетная башня («Мунтторен»). Многоугольное основание Мунтторен когда-то составляло часть ворот средневековой стены Амстердама, в 1619 году над ним построили башню с часами, а в 1699 году на ней были установлены колокола. Монетная башня получила свое название в честь монетного двора, который располагался тут с 1673 года.
44. Мне в своей инженерной практике доводилось участвовать в проектировании разводных мостов, вникать в их устройство и основные механизмы. Это очень интересно - совершенно особенная стезя мостостроения, где очень тесно переплетены классическая мостовая наука с различными отраслями механики. И Амстердам (опять-таки, как и построенный по его образу Питер) в этом плане - просто кладезь интересностей.
45. В Амстердаме на улицах очень много велосипедистов - велосипед тут является одним из основных средств передвижения по городу.
46. И снова разводные мосты через каналы…
47. Жизнь на городских магистралях. :)))
48. Переходим по мосту через реку Амстел.
49. Шлюзы на реке Амстел служат для того, чтобы вода в каналах Амстердама не застаивалась - они закрываются четыре раза в неделю летом и два раза в неделю - зимой: в то время, когда вода из озер, расположенных севернее города, наполняет каналы Амстердама. Уровень поднимается, потом шлюзы снова открываются, и вода вытекает в море. Так обеспечивается проточность воды в амстердамских каналах.
50. А это, пожалуй, самый известный из 1400 мостов Амстердама - деревянный раскрывающийся мост Магере-Брюг («Magere Brug»). Первоначально разводной мост был возведен здесь в 1671 году. По легенде, его назвали в честь двух сестер, живших по разные стороны реки Амстел. Однако, вероятнее, что имя моста пошло от его узкой (mager) конструкции. В 1871 году мост расширили, но его облик практически не изменился.
51. Прогулочные суда выходят из бокового канала, пересекают широкую реку Амстел и входят в другой канал.
52. Времени до темноты оставалось уже совсем немного. Отправимся куда глаза глядят вдоль Кольца каналов, заворачивая по пути в уютные амстердамские пивнушки! :)
53.
54.
55.
56.
57. Ну правда, почти как Питер? Или вернее, наоборот, Питер почти как Амстердам! :)
58.
59.
60. Вечереет… Возвращаемся в Новый город на площадь Дам. Ничего не ел с утра, с самого Брюсселя - как же дивно сейчас будет отведать огромный аргентинский стейк! Кстати, Аргентина - очень большая, красивая и интересная страна: почему бы не посетить её в одном из следующих путешествий? :)
61. До поезда еще много времени - милое дело прогуляться по вечернему городу! Вот, например, исторический Синий мост, получивший свое название от старого деревянного разводного моста, который стоял здесь с 1600 по 1883 год и был окрашен в синий цвет, один из цветов национального флага Нидерландов. Потом на этом месте был возведен нынешний, металлический мост, - а название сохранилось.
62. Над одним из каналов начинается какое-то световое шоу…
63. А завершить фоторассказ о коротком визите в Амстердам мне бы хотелось вечерним кадром церкви Зюйдеркерк в перспективе канала Гроенбургвал…
Впереди был обратный вечерний поезд Fyra до Брюсселя, а на следующий день - Москва. Новогодние выходные заканчивались… 2012 год был ярким, запоминающимся и насыщенным. Надеюсь, наступивший 2013-й окажется не хуже! :)
К оглавлению >>>