Гроза поднималась с Юга. Пока мы убирали шверт и обнимались с веслами, оставляя следы вдоль уреза воды, стена дождя полоскала Деево Городище.
- Радуйся тому, что сейчас с тобой! - подумалось мне, глядя на Стрелку с острова. Было необычно смотреть со стороны воды на город. Гуляя вечерами среди фонтанов я часто вглядывался в темноту и представлял, как оттуда выглядят фонари, набережная, липы вдоль дороги.
Наш самый первый выход на воду был словно разделён на две части. В первой Волга проводила обзорную экскурсию, сплавляя нас по течению гладкой воды. Мы смотрели на родные очертания Речного Вокзала и Флотского Спуска. Купались у бакена, напротив Арсенальной башни. Вторая часть была полностью отдана нашей Лодке. Весь сюжет строился вокруг неё. Пока что она сверкала гелькоутным боком, выгуливала свежую краску и радовалась, что избежала забвения в морем забытом гараже.
По - прежнему было очень жарко, но лёгкая дымка уже накинула на солнышко тонкие нити грозового облака. Самое время было возвращаться из буфета и занимать места в зале. Через пятнадцать минут все : и зрители и экипаж, узнают на что способен швертбот 420.
По воде пробежала лёгкая рябь, чуть шевельнув паруса. Лодка напряглась. Она готовилась к своей первой, после долгого перерыва, встрече с настоящим ветром. Скрипнул гик, дрогнули стопора. Я посмотрел в сторону Туношны. Ветер был южный, вверх по течению. Перспектива дойти не под веслом приободрила нас. Горизонт был затянут, но ничего особенного не предвещал. Не было видно черноты облаков. Равномерная пелена.
Мы провели брифинг на случай подхода грозы. Оценили судовую обстановку, прикинули где укрыться от большой волны, которую мог поднять шквалистый ветер. Распределили судовые роли : кто за что отвечает. И вышли в обратный путь.
Начался отсчёт минут перед стартом.
Ветерок чуть посвежел и зашёл точно в корму. Лодка неторопливо шла полным курсом. Я работал гика-шкотом и рулил. Папа управлялся со стакселем, швертом и применялся для откренки.
Пройдя Стрелку, толчки ветра в парус стали ощутимо сильнее. Как-то так вышло, что за прошедшие пять минут плаванья никто из нас не посмотрел назад. Все были заняты своими делами. Только лодка готовилась. Она видела, как за спиной, из серо - беспечной пелены, вырастает горизонтальный вал низких белёсых облаков. Она видела стену фронта цвета пера ворона. Стену, на которой сейчас лежала крыша неба. Она видела, как ливень догоняет нас, а в нём исчезают портовые краны и баржи, стоящие на рейде. Моя лодка была гораздо опытнее меня. Она была готова.
Очередной порыв слишком сильно толкнул парус, шкот потянуло из рук. Я вздрогнул и обернулся. Грозовой воротник висел почти над нами, стена дождя была метрах в двухста. Но ни чернота фронта, ни белёсый валик, ни вспышки молний внутри тела грозы, привлекли меня тогда.
Дождь, сухими словами - зона осадков, был от берега до берега, узкой полосой, практически не заходя на сушу. Впереди, перед лодкой, Волга зеркалом отражала набережную и разлетающихся чаек. В районе нас была слабенькая зыбь. А за нами, прямо перед стеной воды, река словно "закипала" : волны толкались со всех сторон, увеличивая свою амплитуду. Белая пена барашков летела нам вслед. И всё это происходило в полной, зловещей тишине. Тишине, которая предназначалась нам. Толпы туристов по берегам исчезли в одно мгновение. Прогулочные катера попрятались в Которосли. На Волге белел только наш парус и деться нам было просто некуда.
- Яхтинг тоскливое занятие, говоришь? - гроза улыбалась полосами дождя, подмигивала вихрями шквала.
- Таааак, соображай, Юра - мысли понеслись, как железнодорожный состав через Волгу - Повернем к берегу, скорее всего опрокинет. Можно сломать шверт, навигации конец. Что делать? Развернуть Лодку? Встать против ветра? Не удержим. Повалит. Пойти полным курсом? Брочинг? Что делать? Шквал будет очень сильным. Сместиться на корму, задрать нос? Добрать парус в дп? Ветер будет дуть порывами, на порывах отдавать шкот, просядет - добирать? Скинуть грот? Пусть тянет стаксель? А порвёт?
- Давай скорее за погон! Папа оторвался от своих стопоров и посмотрел на меня, затем мне за спину.
- Поворачивай к берегу!
- Не успеем. Встанем боком к ветру, положет. Пойдём полным. Задирай нос, стаксель набей до упора.
Лодка прыгнула. Я отдал гика - шкот притормаживая верёвку в перчатке. Гик улетел в ванты по правому борту. Нос лодки чуть клюнул было вперёд. Мы парировали креном в корму и двадцатка понеслась.
Первые полминуты никто из экипажа не дышал. Неистовая сила нисходящих потоков воздуха обрушилась на нас в один миг. Вода вокруг мгновенно закипела белыми барашками. Такелаж завыл и загудел. Форштаг провис и елозил по корпусу. Левый вант - путенс согнуло и место, куда он крепится дало трещину по привальному брусу. Из швертового колодца хлестала вода.
- Оторвет, мачту оторвет! - папа, как раз сидел слева и видел, как трещина ползла вдоль борта. Двадцатка вышла на глиссирование.
- Так, ну жить можно - я пришёл в себя, огляделся по сторонам. Из-под лодки, примерно по середине корпуса в обе стороны летела вода, как от катера под хорошим мотором.
- Посмотри! - я показал на летящую воду - Глиссируем! Мы обгоняем волны!
Это была Удивительная Гроза. Первая и последняя. Конечно, были ещё грозы. Но та, первая, она так и осталась стоять отдельно на полке моего яхтенного опыта. Нисходящий поток был настолько силен, что гнал нас перед линией дождя по самой границе толчеи волн. Лодка каждую секунду убегала от кипящей воды, река вспенивалась прямо за кормой. Это было невероятно. Такого больше я не видел никогда.
- Ага, пульсирует - я почувствовал , что тяга чуть ослабла, добрал немного шкот - Считаем.
Секунд через пять новый удар ветра и лодка вновь выходит на глиссирование.
- Считаем - я почему-то был спокоен. Первые секунды волнения прошли, вот она Гроза. Не зря же я ходил в парусную секцию нашего клуба и катался на соллинге, параллельно стройке. Ходили мы в самый слабый из всех ветров, но принцип управления я освоил. Поток пульсировал примерно десять через пять. Каждый раз, когда ветер чуть скисал, а затем вновь усиливался, лодка получала пинка скорости и выпрыгивала на глиссирование. Всё же мы были для неё тяжеловаты. 420ка это класс для обучения перед олимпийским 470м. На двадцатках обучали детей и подростков лет до пятнадцати - шестнадцати.
Мне надоели эти прыжки. Мачту и правда могло оторвать в любой момент. Я стал подтягивать и отдавать шкот подстраиваясь под порывы ветра.
Лодка почуяла помощь и пошла ровнее. Минуты за три мы донеслись до старого автомобильного моста.
- Как будем заходить? - в голосе папы была явная тревога.
Наша база была в ста метрах впереди.
- Никак, разобьемся. Пока тащит - идем!
Слип просвистел мимо по правому борту. В спину ударил ротор ветра, образовавшийся за мостом.
- Сейчас за железнодорожным тоже врежет!
Ротор за жд был совсем рваный. Ветер на миг задул с носа, гик собрался было назад. Не успел : скорость была высока, лодка проскочила вихрь и свежий заряд шквала вернул всё на свои места.
Я почувствовал потерю тяги и глянул по сторонам. Вал облаков перед фронтом грозы пропал. Вместо него было синее небо.
- Гроза выдыхается! - Лодка перестала глиссировать, но всё равно продолжала достаточно быстро идти вперёд. Я подумывал развернуться, но не решался из-за нехватки опыта : ветер, все же, был по-прежнему силен. Метров через четыреста , после жд моста нас настиг дождь. И второй заряд нисходящих, но уже более слабых потоков, создающихся за счёт увлекаемого вниз воздуха, падающей водой. Мгновенно наступил холод и лодку стало заливать вёдрами ручьев. Паруса собирали и направляли дождевую воду прямо в кокпит. Откуда-то спереди приплыл черпак, как бы намекая, что пора.
Ветер заметно ослаб. И стал разворачиваться на встречный, северный. Гроза распадалась у нас на глазах. Облака размывало, дождь перестал. Выглянуло солнце. Всё закончилось так же внезапно, как началось.
За десять минут урагана нас унесло к новому автомосту. Отчерпав воду, скрутили поворот. Успели захватить остатки ветра, отойти с оси реки поближе к левому берегу. Облака исчезли окончательно. Над рекой восстановился полный штиль. Домой вернулись по течению, зарулив к слипу под веслом. Лодку затащили на телегу, скинули паруса.
Когда мы пронеслись мимо причалов нашего Яхт - Клуба, ребята из секции стояли под навесом. Ждали начала тренировки и конца грозы.
Они видели, как ротор за жд мостом начал было складывать нам паруса, что неизбежно бы кончилось килем. - Достойно - сказал Евгенич и пожал мне руку, выслушав весь рассказ от острова до дрейфа домой.
За десять минут я превратился из судостроителя в Речного Волка.