Занятия с детьми с помощью домашнего хозяйства

Jul 31, 2011 11:56

Обычно в качестве упражнений на развитие мелкой моторики детям дают перебирать горох или гречку.  У меня никогда не получалось сделать этого, потому что все крупы сразу запихивались детьми в рот в неограниченных количествах, а сырая гречка или горох не очень полезны для организма, по-моему. Поэтому я выбрала другие продуктыJ. Можно попросить ребёнка вымыть ягоды (крыжовник, жимолость, вишню), вымыть и закинуть в кашу изюм, собрать рассыпанные по столу ягоды в тарелку, вытащить косточки из арбуза, разделить мандарин на дольки. Раскатав тесто на  булочки, можно дать в ладошку ребёнка немного сахара, чтобы он посыпал на тесто, а потом ещё и повозил рукой для равномерного распределения. На даче мы обязательно собираем клубнику, смородину и жимолость вместе. Если я готовлю суп с лапшой, ребёнок с удовольствием ломает лапшу или спагетти для супа.

Когда я мою посуду, отливаю немного воды в тазик и даю дочке помыть маленькие ложки, кружки, детскую пластиковую посуду (если куклы тоже кушали), мелкие игрушки. Конечно, после этого приходится подтирать пол, но зато посуду мою без ребёнка на руках. А ребёнок счастлив игрой и заодно развивает навыки в обращении с мелкими предметами.

Ещё мои дочки очень любят разбивать яйца - варёные, конечно. Если каждой дать по яйцу и попросить стукнуть «попками»  - получится неплохое занятие для развития координации.

Когда я нарезаю овощи в салат или в рагу, выдаю дочкам по дощечке и пластиковому ножику. Это называется у нас игрой «разделить один на много» - и учит координировать движения.

Также вместе можно молоть всё, что угодно, в блендере, нажимая на кнопочку - ведь дети так любят кнопочки!

2.      2.Математика.

Речь, конечно, не о высшей математике, а о самых простых заданиях, задаваемых в развивающих книжках.

Квадрат, круг, треугольник и прочие геометрические фигуры. Если запастись соответствующими формочками, то можно легко научить ребёнка геометрическим формам, делая печенье. А потом закрепить в игре « на какую форму похож…» огурец, яблоко, помидор, тетрапак молока и т.д.

Счёт. Считать можно что угодно: попросить ребёнка принести три яйца для теста,  две подушки, собрать много игрушек. Про игру «разделить один на много» я уже говорила, для детей постарше преобразуем её в игру: «разделить один на три, пять, десять»

Пары и наборы. Когда дочке было три года, я долго и безуспешно пыталась ей объяснить, что такое ПАРА. До тех пор, пока не стала разбирать папины носки по парам. Дочке очень понравилось мне помогать - и тему мы благополучно прошли. Можно попросить в поглаженом белье найти наборы шорты-майка, лосины-футболка, пододеяльник-наволочка-простыня. Можно попросить помочь накрыть на стол, каждому гостю положить тарелку-ложку-стакан.

Больше-меньше-поровну. Собираем игрушки - кто больше. Попросить налить сок себе и маме, чтобы было одинаково. Надеваем колечки лука на морковку - налезет или нет. Собираем кастрюли: в самую большую поменьше, потом ещё меньше и самую маленькую.

3.      3.Рисование, лепка, аппликация.

Для этих предметов домашнее хозяйство - настоящее раздолье. Например, цвета мы учили, перекрашивая яйца на Пасху. Красить можно как с помощью красителей, так и с помощью лука, моркови и свеклы - так узнаём, как получаются цвета. Рисовать можно на тортиках - глазурью или сгущёнкой из мягкой упаковки, узоры кремом. Можно яйцами обмазывать пироги «для корочки» с помощью ватного шарика. Можно мыть окна, если взять распылитель с мыльной струёй, то на окнах появляются настоящие узоры. Можно мыть полы, ходя точно по линиям ламината. Можно мыть кафель. Можно смешивать разные цвета, изготавливая мыло.

Лепить колобки мы учились, делая сырники. А жгутики и змеек крутили из дрожжевого теста - а потом выпекали. Я уже не говорю о раздолье формочек, которыми можно вырезать что угодно.

Кроме того, можно наклеивать обои во время ремонта (всегда есть места, где можно допустить ляпы. Или красить стены. Или лепить наклейки. Или просто рисовать на стенах - кто сказал, что они должны быть однотонными?

Для аппликации можно украсить торт орехами. Можно вместе сделать панно из детских рисунков. Можно вырезать из огурцов фигурки и украсить ими салат. А можно сделать для гостей с детьми «весёлые бутерброды». Такие как здесь, например: http://www.millionmenu.ru/rus/kitchen/facts/posts72/articl819/

Для детей постарше рисование можно превратить в обучение чтению и чистописанию. Ведь так интересно написать своё имя на праздничном тортике. Или найти таинственную пачку, название которой начинается на М, а заканчивается на О

4.      4.Есть ещё задания в развивающих книжках, которые не относятся к определённому предмету.

Например, определить овощи-фрукты-ягоды. Что очень легко научить делать ребёнка, если поставить вариться борщ и компот и сделать пирог с ягодами.

Отнести в группу (мебель, продукты и т.д.). Тут можно попросить собрать только игрушки в ящик. Или из пакетов с покупками достать только еду.

Найти отличия или найти одинаковое: попросить набрать картошки одного размера, выбрать кусок ткани, который на ощупь отличается от остальных и так далее.

Можно долго продолжать, но, пожалуй, общее направление понятно. Буду рада, если кому-нибудь наши уроки пригодятся.

занятия с детьми, уборка, кухня

Previous post Next post
Up