Вчера мы поговорили с вами о том, что, планируя чем-либо заниматься с ребенком, нужно понимать, зачем это нужно, ставить определенную цель своих занятий. Таким образом удастся избежать бесполезных затрат времени и сил, не нужных ни Вам, ни ребенку.
Я благодарю всех вас за ответы, мне было очень интересно их читать. Порадовало то, что многие из вас хотят в первую очередь не обучить, а заинтересовать ребенка, использовать занятия как способ общения со своими детьми. Безусловно, важно развитие творческого мышления, не замкнутого в шаблоны, и умение выделять интересное для себя.
Однако, какую бы цель мы ни ставили перед собой, существует определенный минимум, которого избежать нельзя. Для каждого возраста есть некая «обязательная программа». С ней мы сейчас и познакомимся.
0-1 год
Сенсорное развитие, которое достигается через приобретаемый опыт. Зрение, слух, осязание, обоняние развиваются, когда малыш смотрит на игрушки и предметы, вслушивается в мамочкин голос и звучащую музыку, трогает все вокруг.
Физическое развитие. Движение, движение и еще раз движение. Массаж, зарядка, подвижные игры сообразно возрасту, активное ползание и смелое хождение.
Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика, перекладывание и перебирание различных предметов.
Развитие речи. Появление пассивного словарного запаса - понимание речи, и активного словарного запаса - звуки, звукоподражания, первые слова.
Эмоциональный контакт с родителями. Самое главное для маленького человечка - любовь и ласка мамы и папы.
1-3 года
Сенсорное развитие. Знакомство с цветом, формой, величиной, положением в пространстве.
Физическое развитие. Активные игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, координации, двигательных навыков.
Мелкая моторика. Игры, развивающие более точные и скоординированные движения рук, рисование, лепка, аппликация.
Развитие речи. Расширение словарного запаса, переход от отдельных слов к связному рассказу.
Развитие логики, памяти, воображения.
Развитие представлений об окружающем мире.
Развитие навыков самообслуживания.
Активные действия с предметами. Режиссерские игры, где ребенок - постановщик.
Практическое сотрудничество со взрослым.
3-5 лет - более глубокий уровень освоенного
Сенсорное развитие.
Физическое развитие. Умножение физических возможностей.
Мелкая моторика. Совершенствование умений рисовать, лепить и т.д., простейшее рукоделие и ручной труд.
Развитие речи. Правильная речь, хорошее понимание услышанных текстов, умение отвечать на вопросы и правильно задавать их. Развитие образного мышления, понимание загадок, сравнений, метафор и т.д.
Развитие логики, памяти, воображения, любознательности.
Появление некоторых знаний об окружающем мире.
Совершенствование навыков самообслуживания, достаточная самостоятельность, появление первых обязанностей.
Сюжетно-ролевые игры.
Появление нравственных представлений.
5-7 лет
Не забываем, что сенсорное развитие продолжается.
Физическое развитие - возможно начало занятий спортом, а не просто физкультурой.
Мелкая моторика - возможность создания мелких деталей при рисовании, лепке и т.д., точные движения рук, первые навыки письма.
Развитие речи. Правильная речь - и правильное произношение звуков. Способность хорошо пересказывать истории и сочинять свои.
Совершенствование всех мыслительных процессов. Возможность целенаправленного обучения, различных занятий.
Познание окружающего мира через эксперимент.
Самостоятельность.
Игры с правилами, игры-драматизации, потребность принять участие в жизни взрослых. Потребность воздействовать на мир, ребенок действует как взрослый с предметами-заместителями.
Эмоциональное развитие, понимание своих и чужих чувств.
Волевое развитие. Развитие усидчивости, целеустремленности, умения довести дело до конца - самый необходимый элемент готовности к школьному обучению.
7-10 лет
На первый план выходит учебная деятельность, а не игра.
Развивается устойчивое внимание и прилежание, ребенок учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Развивается словесно-логическое мышление.
Появляется умение регулировать свое поведение. Самоконтроль.
10-15 лет
В основе - интимно-личностное общение, в первую очередь со сверстниками.
Подросток узнает себя и свой внутренний мир, учится понимать состояние других и действовать в соответствии с ним.
Заметьте, все развитие до семи лет происходит в игре. Именно игра - ведущая деятельность до самой школы. Мышление у ребенка до школы - наглядно-образное, абстрактное появится позже. Не стоит забывать, что и умение фантазировать приходит не сразу, а появляется с развитием внутренней речи. Почему я так напоминаю об игре? Потому что сейчас игру незаметно подменяют обучением. Вспомните: у всех на слуху фразы «обучение проходит в игровой форме». Но цель всех занятий с малышом и дошкольником - это поиграть, а не научить. Причем вид игры должен соответствовать возрасту: сначала режиссерская, потом - ролевая, - и опираться на особенности развития ребенка. Приведу простой пример игры, а не обучения. Играем с четырехлеткой в магазин, ребенок - продавец: «Пожалуйста, дайте мне красные яблоки, четыре штуки. Нет, четыре - это все-таки маловато, дайте еще два. А что у вас в той квадратной коробочке?» Мы вспомнили цвет, понятие количества, понятия «больше-меньше», форму, потренировали навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Но использовали мы при этом классическую ролевую игру. Но в такую игру не получится поиграть с двухлеткой, который до ролевых игр еще не дорос; не стоит организовывать с двухлеткой путешествие в сказочное королевство, так как умением фантазировать он еще тоже не обладает.
Если же от игры остается лишь форма, и то весьма условная, а целью занятий становится подача знаний, легко подойти к опасному максимуму. Действительно, ребенок очень легко впитывает любую информацию, на чем основаны некоторые современные методы. Но что с ней делать, он не знает. В итоге, обладая многими знаниями, он не будет обладать тем фундаментом, который делает знания прочными, а самое главное - может пресытиться обучением, став по сути дела первоклашкой уже в три-четыре года. Судите сами, что важнее - читать в два года или полюбить книги на всю жизнь? Знать больше сотни названий цветов и оттенков или не бояться рисовать так, как велит фантазия? Решать логические задачки или не забывать о маминых просьбах?
Кроме того, не стоит забывать, что до трех, а иногда и до пяти лет ребенку нужны индивидуальные занятия. Не групповые с индивидуальным подходом, а именно индивидуальные. Впрочем, об этом разговор у нас впереди.
Сегодня я попрошу Вас, учитывая необходимый минимум, составить список конкретных видов занятий с детьми. Например: возраст - 1 год, мелкая моторика - пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, обучение координации движений рук. Сегодня Вы можете не присылать написанное в комментариях, а сделать черновик для себя. Но для себя напишите обязательно. Завтра на основе этого мы будем планировать конкретные занятия и определять их периодичность.
Сегодня и завтра утром я отвечу на комментарии. А Вы, пожалуйста, посмотрите на написанное в первый день и подумайте, как задуманное Вами соотносится с минимумом и максимумом.