Читая рассказы активных мам о проведенных ими детских праздниках, кто-то думает: «Вот это да! Да как же это все придумать? Наверно, надо быть прирожденным аниматором». Как это ни банально звучит, но на самом деле, главное, что нужно - желание, все остальное приложится.
Но что делать с этим желанием? С чего начать подготовку? Как все учесть и ничего не забыть? Как придумать целостное запоминающееся мероприятие, а не свести все к застолью с парой конкурсов? Я просто поделюсь своим опытом.
К какому сценарию стремиться
Что я подразумеваю под сценарием? Это не прописанные реплики ведущих (и уж тем более не ожидаемые реакции детей!), это четкий план, в котором должны быть:
- Отражение повода праздника, то есть что мы празднуем - день рождения, встреча весны, праздник сказок;
- Основная идея, вокруг которой строится мероприятие. Это могут быть цирковые номера, игра по станциям, сюжетно-ролевая игра или конкурсы по теме;
- Завлечение. Детей нужно ярко и оригинально привлечь к началу праздника - показать карту сокровищ, «потерять» подарок именинника, подкинуть письмо от Бабы Яги;
- Интрига. Например, можно предупредить детей, что на пути к сокровищам им надо опасаться происков Забияки-Закаляки, но не говорить, кто это и что за козни он строит;
- Разнообразие развлечений (слепить, построить, отгадать, подвигаться, просто посмеяться);
- Знакомый детям материал. Бессмысленно устраивать поиски сокровищ и встречу с пиратами трехлеткам, которые с трудом представляют себе пирата и понятия не имеют, что такое сокровища. Если детям нужно искать Золотой ключик, и их ждут испытания по мотивам соответствующей книги, они должны понимать, о чем идет речь. Чем лучше ребенок знаком с предложенными ему образами, тем охотнее он участвует в игре и тем больше от него можно ожидать «вхождения в образ».
- Место для творчества и импровизации. Нужно быть готовым к тому, что часть задуманного «не пойдет» или пойдет не так; что придет иное количество гостей; что возникнет конфликт между детьми; что их привлечет что-то более интересное и так далее.
Алгоритм составления сценария:
1. Выбор места проведения праздника. Если у вас есть возможность принять гостей в любой обстановке - и в квартире, и на даче, и арендовать кафе - пропустите этот пункт и вернитесь к нему после того, как придумаете идею сценария - где лучше будет провести данное мероприятие, на том варианте и остановитесь. Однако обычно мы все-таки можем точно сказать: «только не в кафе» или наоборот, «только в кафе». У кого-то много гостей и маленькая квартира, а праздник запланирован на лето - конечно, дачный или просто загородный вариант будет в таком случае уместнее всего.
2. Выбор типа праздника. Пожалуй, самыми запоминающимися для детей являются тематические и сюжетно-ролевые праздники. Тематический вариант - это, например, Бал принцесс, День Футболиста, Пиратская вечеринка. Праздник с сюжетно-ролевыми играми - например, поиск клада по карте, приключения по мотивам любимой книги и прочее. Про обычные застолья с несколькими конкурсами я говорить не буду, потому что это сценария не требует.
3. Выявление интересов. Напишите список всего, что любит ваш ребенок. А еще лучше - обзвоните родителей детей, которые придут к вам, и спросите о пристрастиях всех ребят. Записывайте все любимое: любимые на данный момент книги, мультфильмы и фильмы, школьные предметы, актеров, занятия. О своем ребенке запишите даже мелочи - может быть, сын обожает играть с подушками? Или часто изображает тигра? Или дочка любит разные сумочки? Не думайте на этом этапе, как вы это используете, пока только составляйте список - чем больше, тем лучше.
4. Подбор игр. Собираем идеи проведения праздника отовсюду: с интернет-форумов, из книжек с играми и конкурсами, из воспоминаний детства. Хороший вариант - использовать идеи детских (или даже некоторых взрослых) развлекательных передач-игр. Во-первых, вам не надо ломать голову над правилами игры, а во-вторых, дети будут счастливы поучаствовать в шоу «из телевизора».
Фиксируйте те игры и конкурсы, про которые вы можете сказать: «Это понравится моему ребенку» и «У нас подходящие условия для их проведения» (позволяет место, есть или будет реквизит и прочее).
При отборе конкурсов учитывайте количество гостей, но в то же время помните, что в последний момент выяснится, что кто-то из приглашенных не сможет прийти. Придумывайте или ищите такие игры, на которые этот момент не повлияет.
5. Выбор основной идеи. Пока вы ищете подходящие конкурсы и вспоминаете любимые увлечения вашего ребенка, скорее всего, у вас в голове уже выстроится некий план праздничного шоу. Это может быть путешествие по волшебному лесу и встреча с героями сказок; рыцарский турнир; морское приключение.
Пока я писала про игры и основную идею, я несколько раз поменяла эти пункты местами. Дело все в том, что бывает по-разному - иногда быстрее в голову приходит основной замысел праздника, и тогда мы подстраиваем под него конкурсы. А бывает, наоборот - из набора найденных и понравившихся конкурсов сам собой напрашивается сюжет основной игры.
6. Совмещение пунктов 3, 4 и 5. Итак, теперь замешиваем тесто нашего сценария - пытаемся объединить основную идею (тему праздника или главный сюжет) с интересными конкурсами и увлечениями детей. Как? Вот два примера.
1) Отталкиваемся от идеи. Для любителя футбола решаем устроить тематический Праздник Футболиста (именно такой у нас был на днях). Продумываем конкурсы и привязываем их к теме. Какие должны быть футболисты? Меткими - конкурс на меткость; быстрыми - эстафета; уметь играть в команде - групповые задания. На поле есть еще судья, который должен видеть нарушения и свистеть - устройте игру, где дети должны будут в ваших действиях увидеть какое-то несоответствие и засвистеть в свистки - восторгу не будет предела. Добавляем атрибутики - торт в виде мяча, гирлянда из бумажных футболок или бутс, призы в виде шоколадных медалей.
2) Отталкиваемся от понравившихся конкурсов. В результате поисков, например, нашли интересные загадки про животных и еще пару конкурсов. А еще вспоминаем, что есть новогодние звериные маски. А еще куклы-перчатки Лиса, Заяц и Медведь. Вспоминаем, что ребенок любит пазлы и мультфильм про Кота-рыболова. Объединяем то, что можно объединить, и получаем сценарий сюжетно-ролевой игры Путешествия по Волшебному лесу: дети получают по жребию или по желанию роли Кота, Лисы, Зайца, Медведя (если гостей больше - добавляем маски или куклы). Ведущий предлагает поиграть «в театр» и озвучивает начало «пьесы»: Кот отправляется на рыбалку, магнитом ловит картонные рыбки (со скрепочкой), на которых написаны разные задания. Лиса, Заяц и Медведь должны, соответственно, тоже за свой улов ответить (задания могут быть самые разные, хотя бы рассказать стихи про животных или изобразить какого-то зверя). Потом герои идут вдоль реки и хотят перебраться на другой берег - предложите сложить им из самодельных пазлов мостик. Потом пришли они в лес такой дремучий, что ничего не видно - завязываете детям глаза, играете в жмурки. Затем герои встречают лесную фею (или Бабу Ягу), которая говорит, что у нее есть для них подарки, но неизвестно, какой кому - надо отгадать загадки про животных и из ответа будет понятно, кому предназначен какой сюрприз. В общем, фантазируете, пока не надоест.
Просто совет: Составьте программу максимум. Выберите 2-3 конкурса или игровых моментов, которые на ваш взгляд точно будут хитом праздника и которые вы обязательно хотите включить в свою программу. Оставшиеся игры и конкурсы (не менее десяти) вы будете включать смотря по ситуации.
7. Контроль времени. Важно, чтобы ваше действие не затянулось и не пролетело слишком быстро. Рассчитать заранее время, отведенное на конкурсы, практически невозможно. С чем-то дети справятся неожиданно быстро, а какие-то конкурсы затянутся. Здесь важно уметь импровизировать, легко исключать из сценария «лишние» игры и вводить запасные варианты. Обычно логически законченная сюжетно-ролевая игра длится от одного до двух часов, в зависимости от возраста. Для дошколят час такой игры плюс сладкий стол с тортом - уже готовый праздник (не забывайте еще отвести время на подарки, танцы, самостоятельные игры). Для детей постарше после игры можно устроить перерыв на застолье, а затем продолжить развлекательную программу.
При организации детского мероприятия помните, для кого вы это делаете - для детей. Поэтому, если вдруг ваш сценарий дети начинают корректировать своими играми, позвольте им это сделать. Но все-таки сценарий нужен, чтобы праздник не превратился в беспредел.
И, напоследок, вопросы-ответы по теме
Когда начинать готовиться к празднику?
Оптимально - за месяц-полтора. Это немало и за этот период реально все успеть. С другой стороны, это не слишком длительный отрезок времени - за два-три месяца интересы ребенка, особенно в младшем возрасте, могут круто измениться. Кроме того, вдохновение любит приходить ближе к заветной дате.
Зачем заренее, или Что именно надо успеть?
Сначала кажется, что нужно только придумать сценарий, спланировать меню и купить продукты. Даже если у нас еще есть какие-то задумки, нам кажется, что на их реализацию понадобится совсем немного времени, поэтому мы часто упускаем из виду такие мелочи. Итак, про что нужно помнить и на что отвести время:
- придумать, сделать и разослать приглашения (остальное может быть для именинника сюрпризом, но вот приглашения точно следует сделать вместе с ребенком);
- напечатать необходимые фотографии (или даже фотокниги);
- нарисовать стенгазету (это требует идеи; отпечатанных фотографий; наличия красок и фломастеров, которые не всегда оказываются в наличии);
- спланировать меню (возможно, продумать также оформление блюд, которое отвечало бы тематике праздника);
- закупить продукты;
- подготовить (купить или смастерить) гирлянды, афишы, декорации, костюмы и прочий реквизит;
- подготовить мини-подарки и призы для всех гостей;
- подготовить музыкальное сопровождение;
- украсить место проведения праздничного мероприятия;
Какие ошибки совершают родители, впервые организующие детский праздник?
Лучше, чем Юлия Луговская, не скажешь, подписываюсь под каждым пунктом.
http://orangefrog.ru/organizaciya-detskix-prazdnikov-vrednye-sovety/ Придумывать праздник - это не головная боль, это огромное удовольствие!
Рада буду ответить на ваши вопросы или подкинуть идеи.