Исполняю обещание из
предыдущего поста.
Безопасность. Что мы вкладываем в это слово - не только по отношению к ребенку, но и к взрослым? Если обобщенно - нас не ждет внезапная травма, обрушение стены, падение предметов на голову, возгорание от старых розеток, нас никто не ударит топором по голове и все в таком духе. Возможно, для кого-то безопасность - жизнь без синяков, плача-рева от любой боли, жизнь без сломанных ногтей и порезанных пальцев; я такое отношу в другую категорию (ниже напишу).
Представьте манеж с ребенком внутри, из которого он не вылезет и не перевернется вместе с манежем. Насколько вы считаете это пространство безопасным? Лично я думаю, что он очень безопасен, ребенок может провести там один столько времени, сколько захочет. Только он не узнает никогда, что бывают предметы, к которым надо относиться с осторожностью, и в манеже скучно.
Соответственно, с одной стороны есть безопасность внешняя, и есть наша внутренняя - осторожность называется. Ещё есть везение-невезение - это когда конкретным людям обычно выпадает (или обычно не выпадает) быть целыми-невредимыми при возможной опасности.
Про внешнюю. Мы (каждый из нас) в своем доме можем сделать-переделать абсолютно всё, кроме несущих стен: закрыть розетки, заменить стеклянные шкафы деревянными, поставить двери и ящики на специальные детские замки. Обновить проводку (про это наверняка не знаю - если дом новый, то, конечно, безопаснее). Создать эдакий манеж в масштабе квартиры (или нескольких комнат). Все взрослые игрушки убираем наверх, а общие оставляем в доступной зоне. У меня это кастрюли, одежда, табуретки-стулья (только если я рядом), метла, памперсы, обувь, ведро, тряпочки. Они не причинят вреда, кроме синяков или царапин.
Про осторожность. Лучше приучать ребенка к ней прямо с беременности - будьте сами предельно осторожны там, где опасно: на дороге, в гололед, когда берете хрупкие предметы. Когда осознаете, зачем быть осторожной в конкретных ситуациях, вы сможете яснее и быстрее донести это до вашего чада. Антипример: женщина-соседка по палате в роддоме пришла с обширным ожогом ноги - гладила штаны на коленках. Если она настолько не понимает правила пользования утюгом, то, вероятно, своему сыну утюг представит как нечто неприкасаемо-ужасное.
Следующий этап приучения - когда ребенок ползает и ходит. Если 10 раз в день повторять, что именно опасно, и где нужно ползать аккуратнее, то любой ребенок в итоге отреагирует. На мой взгляд, лучше я дам потрогать острое, горячее, огонек (свечку), холодное, дам споткнуться 50 раз об порог и набить шишку на лбу, дам упасть со стула, чем потом это будет для меня внезапным неприятным открытием. При этом важно не ограничивать детку бесконечными "нельзя" и слишком категоричными "опасно" (в смысле "нельзя потрогать и убедиться") в начале его исследований. Иначе однажды вы узнаете, что сын (или дочь) "внезапно" научился сотне мелких пакостей, которые во вред и вам, и ребятёнку. Чем больше разрешите - тем постепеннее ребенок будет удивлять. И тем больше у вас возможностей управлять этим. Пример: моя дочь знает, что утюг - это горячо (я давала ей потрогать), и без меня баловаться им не будет. То есть, если мне внезапно надо в туалет, я выключу его из розетки, оставлю на полу (глажу на полу), скажу "утюг горячий, осторожно" и убегу. И знаю, что ничего плохого не произойдет.
Соединяем безопасность и осторожность - ребенок спокойно играет в кастрюли, вычерпывает воду лопаткой из унитаза, разбрасывает одежду по комнате и надевает на себя мамину ночнушку, не падает с дивана головой вниз (научился). Для меня - прекрасные занятия.
И здесь всплывают еще 2 аспекта: вы предпочтёте ограничивать малыша в исследованиях ради сохранения порядка; вы продолжаете бегать каждые 2 минуты на любой писк или даже молчание. Именно это требует колоссального внимания мамы, огромного нервного напряжения и затрат времени. Я с этим тоже столкнулась и вот как решала. Порядок на нужных мне местах сохраняется благодаря детским замкам - купила, когда достало каждые полчаса всё убирать обратно, очень довольна. На разные дочкины звуки тоже часто бегала, потом смотрела исподтишка - что в комнате происходит; потом муж заметил, что я излишне беспокоюсь - действительно, так и было. Дочь видит, что я бегу, и ждет моего внимания - привлекая криком. Далее я специально не реагировала сразу - через дня три со мной жила спокойная довольная жизнью дочка, которая знает каждый уголок своего дома (это она раньше узнала - что батареи на самом деле не горячие, а во все закрытые дверцы ломиться бесполезно, что можно залезть на стол, но слезет она головой вниз (если мама не поможет)); и что маму звать каждые 5 минут совершенно не нужно, а можно прийти и посмотреть, что она делает. Итог - я слушаю, что происходит в комнате, и сама занимаюсь нужными делами на кухне, со спокойной душой.
Про везение. Я про себя знаю, что мне везет (крыша моего дома не обвалится). И если я сомневаюсь в чем-то (идти на улицу, оставив ребенка дома) - ещё раз думаю об этом, "спрашиваю" интуицию, проверяю, насколько волнуюсь за дочь, в каком она состоянии - это занимает секунды - и принимаю решение. Если ваше волнение превышает установленный вами предел - будьте дома, так спокойнее вам и малышу. Если нормально - то ребенок будет спокоен также, как его мама, даже если она ушла ненадолго.
Итак, когда я ухожу на 20 минут, то 80% это взвешенное решение, 5% - я надеюсь, что ничего не случится, а еще 15% - это осторожность моей дочки, воспитанная и врожденная. Она действительно очень аккуратная в действиях, но если прищемит пальцы в мое отсутствие - ничего страшного.
Подводя итоги: я выделяю три группы событий, которые нам нежелательны и связаны с ребенком: опасные для жизни (в т.ч. маминой); болезненные, но неопасные; связаны с нашим комфортом.
Опасные для жизни (в т.ч. маминой)
Болезненные, но неопасные
Связаны с нашим комфортом
Упал с большой высоты (мамин рост)
Прищемил пальцы
Бардак
Потоп (пожар) от соседей
Разбил голову до крови (сотрясения нет)
Вылил воду из ванной
Ребенок покалечил маму (ткнул в глаз ручкой)
Съел бусину
Пожевал тряпочку для пола
Наелся химии (уксуса)
Упал со стула
Обкакал полквартиры
Наелся грибов/ягод в лесу
Закрыл дверь на шпингалет в мамино отсутствие
Если что-то опасное - я тут же бегу к своему чуду. Но я не трачу свои нервы на 2 последние группы событий, не трачу время на ежесекундную помощь дочери, не пытаюсь пресекать любопытные, но неопасные для ребенка действия. Уборки чуть больше, но:
я могу спать на 30 минут дольше дочки, или могу прилечь днем, пока она играет;
могу выходить из дома ненадолго;
могу спокойно принять душ (под дверью никто не требует маму);
могу оставить её купаться, периодически поглядывая и контролируя на слух.
Для меня спокойствие очень ценно и я рада, что оно у меня есть.