1 день. Тренинг «Азы построения композиции в фотографии»

Apr 29, 2012 15:08

Сегодня мы начинаем тренинг по азам композиции. Мне очень приятно, что эта тема вызвала такой интерес. Чем мой тренинг отличается от других подобных тренингов? Прежде всего он расчитан на совсем начинающих фотографов, которые никогда не сталкивались с композицией. Упражнения будут очень простые. И, так как, времени у нас не много, я бы хотела, чтобы Вы не старались создать шедевр. Не важно, чем Вы снимаете, и, даже, не будем обращать особое внимание на качество. Этот тренинг расчитан на тренировку видения через объектив. На этом и состредоточимся.






Итак..
Из чего же состоит композиция?
Для меня, в первую очередь, это идея, сверхзадача, концепт.. Идея может быть информационной, эмоциональной, эстетической... Словом, она должна вызвать у зрителя интерес, эмоции, желание рассматривать, или заставить задуматься.
Но, есть вроде бы идея, а на фотографии получается совсем другое! Мне такая ситуация знакома!:)

Так что же пошло не так?
Может то, что я скажу, прозвучит банально, но фотография- это не реальность, это двухмерное, одно из многих возможных, отображение трехмерного пространства. И вот этот переход из трехмерного пространства в двухмерную плоскость и нужно почувствовать.
Что бы передать ощущения от восприятия трехмерного пространства на плоскости , нужно учитывать специфику нашего восприятия.
Когда мы рассматриваем какой то предмет, то мы, обычно, не воспринимаем задний план и границы фотографии. Все наше внимание сконцентрированно на предмете. Но, когда мы фотографирум, все предметы запечатляются на одной плоскости в четко обрезанной рамке. То, на что мы не обратили внимание в реальнсти, на плоской фотографии появилось рядом с объектом фотографии и вот тут наш мозг начинает строит связи, которых нет в трехмерном пространстве. И, иногда совпадения бывают нелепы, неуместны, и портят всю фотографию. (к психологии восприятия мы еще вернемся чуть позже.)

Как можно этого избежать, если, порой, на снимок есть только несколько секунд?
Надо в доли секунды оценить весь кадр и композцию. Сознательно этого сделать очень сложно, это должно происходить на подсознательном уровне. Для этого должна быть постоянная тренировка внимания. Надо научится "видеть" через объектив.

Можно, конечно, просто постоянно фотографировать и анализировать отснятое. Но, когда я училась в университете, у нас не было времени на такую роскошь. Нам надо было научится фотографировать за один семестр. Поэтому, наше обучение началось с элементарного, как у начинающего художника- простые линии и формы. Ведь из чего, собственно, состоит композиция в фотографии? Из линий, форм, масс, пятен... и тд, и как они между собой взаимодействуют. Зритель интерпретирует эту геометрию в информацию. А художник может манипулировать (в хорошем смысле слова) теми эмоциями, которые зритель может получить. Художник организует линии и формы в определенной гармонии, что бы все составляющие композиции были подчинены одной, главной идее, способствовали ее раскрытию, а не разрушали ее. Но что бы составляющие правильно организовать, их, в первую очередь, надо видеть. Вот этому и учат, предлагаемые мной, упражнения, видеть линии и формы.

Начнем мы с самого простого. Сегодня я попрошу Вас сфотографировать паралельные линии. Они могут быть вертикальные, горизонтальные или диагональные. Могут быть прямые, волнистые, или зигзагом.

Главное условие, что бы они были паралельны на фотографии.
Помните, мы не создаем шедевр, не делаем красивую или интересную фотографию, мы ищем ТОЛЬКО линии и они должны быть паралельны. Чем меньше лишнего на фотографии, тем лучше. И давайте будем "честными": если линии в реальности вертикальные, то не надо поворачивать фотоаппарат на 45 градусов, что бы сделать их диаганальными.:)

Примеры:

Правильно. Все линии на снимке паралельны. Ничего лишнего по краю кадра.



НЕправильно. Не смотря на то, что в реальности эти линии паралельны, на фотографии они сходятся в перспективу. Мы ищем паралельность именно на снимке.



Нежелательно, что бы "заваливался горизонт", как на этой фотографии. Снимок слегка перекошен. Старайтесь этого избегать.



Если Вы хотите снимать что-то менее геометрическое, более природное.

Правильно. Все линии подчинены одному направлению.



Нежелательно. Линии меняют направление и не однородны.



Вот такой ракурс более приемлем.



Важно! Выберите только одно направление: например, только только горизонтальные линии. Не разбрасывайтесь, ищите только их. Не тратьте много времени на это задание, просто возьмите фотоаппарат и пройдите по дому, сфотографируйте все, что попадется на глаза. У нас не так много времени, а впереди еще интресные задания.

На будущее, как можно усложнить это упражнение? Например, снимать только линии, образованные светотенями, или линии, оразованные цветом. Можно снимть линии только определнного цвета. Можно снимать более сложные ритмы, например, как на фотографии мостов в начале поста.

Задание:
  • Cнять параллельные линии: прямые, волнистые, зигзаг
  • Направление линий: вертикальные, горизонтальные, диаганальные.
  • Линии должны полностью заполнять кадр, ничего лишнего
  • Хорошо бы снять как минимум 6 разных кадров. Все вывешивать не надо, только самый, на ваш взгляд, удачный. Если хотите показать все, то дайте ссылку на другой ресурс.

Обязательно задвайте вопросы, если Вам что то не понятно.

фото, тренинг

Previous post Next post
Up