Любая мама, которая более или менее интересуется ранним развитием своего малыша, может сходу назвать, например, несколько методик обучения чтению или счету. Зато вопросы музыкального воспитания очень часто в семьях вообще не поднимаются. Особенно если в доме нет, что называется, «своего музыканта». Для многих родителей исполнение колыбельных на ночь - серьезное испытание, что уж говорить о том, чтобы знакомить малыша с нотами или инструментами. Другие родители (чаще всего каким-то образом причастные к миру музыки) впадают в другую крайность и сосредотачивают все свои усилия на том, чтобы вырастить гениального композитора или певца, не замечая, что действительно интересно ребенку.
Распространенная ситуация, когда мама хотела бы уделять какое-то внимание музыкальному развитию ребенка, но как организовать занятия, какие материалы использовать, с какого возраста начинать, она просто не знает.
С чего начинать?
Первый шаг «музыкальной школы на дому» - создание определенного окружения.
Комментирует Татьяна Шатковская-Айзенберг, музыкант, композитор, педагог, дипломант всероссийских и международных конкурсов и фестивалей:
Я являюсь последователем системы Г.И.Шатковского по развитию музыкального слуха. Она направлена прежде всего на раскрытие творческих способностей каждого человека, где развитие личности ребенка происходит через собственное творчество. Для домашнего обучения я посоветую больше заниматься с детьми творчеством: петь и сочинять песенки, стихи, рассказы, сказки.
Родителям нужно создать музыкальное окружение для ребенка, например, включать ему записи детских песенок, музыкальных сказок, музыкальных произведений в хорошем исполнении, и таким образом развивать своего ребенка. На первом этапе обучения детей, очень важен принцип доступности. Ребенок все познает через игру, поэтому нужно использовать игровые формы на занятиях музыки.
Пусть первым шагом станет хотя бы детский металлофон и записи детских песен, классической музыки. Постепенно такое присутствие музыки станет привычным и для взрослого, и для ребенка, и настанет пора дальше двигаться в освоении музыкального мира.
Когда начинать?
Единого мнения, когда именно можно начинать знакомить малыша с миром музыки, не существует. Специалисты указывают разные временные периоды: от самого рождения до 3-4 лет. Многие родители возмущенно выдохнут: как же может считаться развитие в 4 года ранним, если все мы знаем о существовании теории, которая гласит, что «после трех уже поздно».
На самом деле педагоги, предлагающие начинать заниматься музыкой с младшими дошкольниками, воспитывают будущих профессионалов. Это совсем другой уровень, достичь которого в домашних условиях, без занятий с опытными специалистами, даже самый толковый ребенок не сможет.
Инна Монастырская, заведующая отделением современного искусства, педагог высшей квалификационной категории, лауреат международного конкурса, предлагает начинать групповые занятия с детьми с 2-3-летнего возраста. Малыши могут заучивать самые простые песенки, подпевки, играть на шумовых инструментах (тамбуринах, маракасах, кастаньетах) в сопровождении фортепиано.
Первый музыкальный инструмент
Инна Монастырская дает несколько советов, как выбрать первый музыкальный инструмент для ребенка.
Свой первый инструмент ребенок должен выбирать сам. В идеале нужно максимально широко познакомить ребенка со всеми музыкальными инструментами, на которых у родителей есть возможность научить ребенка играть. Имею в виду, какие инструменты преподают в вашей музыкальной школе или школе искусств, финансовую сторону этого вопроса. Инструмент необходимо иметь дома. Посетите детские музыкальные мероприятия концертных залов вашего города, концерты музыкальных школ, где бы ваш ребенок увидел различные музыкальные инструменты, как на них играют взрослые и дети».
Однако есть один универсальный совет: именно фортепиано признано лучшим инструментом для обучения детей, потому что совмещает в себе принцип оркестра. Что делать, если вписать в интерьер небольшой квартиры фортепиано или рояль никак не получается, но учить малыша музыке очень хочется? На помощь придет современная альтернатива - музыкальный синтезатор, имеющий большое разнообразие тембров и стилей. Он помогает легко познакомить ребенка с тембрами разных инструментов, развить чувство ритма, дать представление о музыке разных жанров (от классики до рока).
Инна Монастырская, которая также является преподавателем класса синтезатора «Центральной детской школе искусств» в г.Химки, рассказывает, как она использует синтезатор на своих музыкальных занятиях с малышами.
«В детском оркестре играю на синтезаторе Yamaha. Делаю аранжировки классической, народной, легкой эстрадной музыки. Дети с удовольствием играют в окружении оркестрового звучания на ложках, бубенцах, маракасах и треугольниках. Также имею опыт индивидуальной работы на синтезаторе с детьми от четырех лет.
Дети с удовольствием сами выбирают для каждого произведения стиль (инструмент предусматривает целый ряд образцов аккомпанемента и ритмического сопровождения, которые называются «стилями» в разнообразных музыкальных жанрах) и тембр (звуки инструментов) в соответствии с характером произведения.
Разнообразие функционала синтезатора позволяет преподавателю долго и разнообразно работать с дошкольниками на несложном музыкальном материале».
Когда идти в музыкальную школу
Средний возраст, когда ребенка отдают в музыкальную школу, 6 лет. Но некоторые дети сами хотят и готовы отправиться туда раньше.
Татьяна Шатковская-Айзенберг предлагает родителям, прежде чем принимать решение, понаблюдать за своим юным будущим музыкантом:
Если у ребенка есть желание, то можно и нужно отдавать его в музыкальную школу в 5-6 лет, но в то же время некоторые дети способны заниматься только с 7 лет. Если ребенок идет в общеобразовательную школу с 6 лет, имеет смысл начать заниматься в «музыкалке» с 7. Или наоборот, пойти в музыкальную - с 6, а в обычную - с 7.
Главный совет для родителей - наблюдать и больше общаться с ребенком, чтобы суметь определить готовность сына или дочери к дополнительным нагрузкам. В любом случае стоит посоветоваться с грамотными специалистами, которые смогут протестировать дошкольника и дать свои рекомендации.
Профессионал или любитель?
Мама хочет вырастить из сына нового Шостаковича, а папе жаль ребенка и он против многочасовых занятий музыкой. Что же лучше именно для ребенка, быть профессионалом, собирающим залы консерватории, или любителем, который просто получает удовольствие от музыки? А что, если именно мой ребенок талантлив, а я своим бездействием его талант загублю? Помогут разобраться профессионалы.
Комментирует Инна Монастырская:
Для начала проще понять, какие музыкальные данные есть у ребенка - интонационный слух, чувство ритма, эмоциональное восприятие музыки, физиологические данные игрового аппарата и психологические особенности скорости реакции, памяти, сосредоточенности. После этого выстраиваем репертуар, освоение которого и будет постепенными шагами в музыкальном развитии ребенка в течение долгого периода его школьного взросления.
Занятия музыкой - долгий, тяжелый, порой однообразный и скучный процесс. Ребенок должен быть физически крепким, достаточно усидчивым, суметь «выстоять» или «высидеть» час занятий по скрипке, фортепиано, сольфеджио, оркестру, хору и т.д. Самый большой вклад родителя в музыкальное образование ребенка - это организация его домашней работы, стабильное посещений школьных уроков.
Иногда начальное профессиональное, но любительское образование гораздо ценнее, чем профессионально ориентированное, но не имеющее профессиональной перспективы в будущем.
Татьяна Шатковская-Айзенберг:
Все дети рождаются от природы талантливыми. Но не все дети вырастают в талантливых взрослых. А дело здесь в педагогике. Если вы хотите вырастить профессионала, нужно отдать его в руки профессионала - найти ребенку хорошего педагога.
Дорогие родители! Как считаете Вы, с какого возраста стоит уделять внимание музыкальному развитию ребенка? Как в Вашей семье относятся к занятиям музыкой? Что для Вас важнее, вырастить профессионального музыканта или человека, который может понимать, любить и чувствовать музыку, при этом оставаясь на уровне любителя?
Провели интервью и подготовили статью авторы проекта «Две ладошки» (
www.dve-ladoshki.ru)