День 3 Факторы успеха
Почему у одних получается, а у других нет? Почему у родителей с низким уровнем владения языком всё равно вырастают свободно говорящие на английском дети, а у выпускников ин-язов нет? В комментариях к предыдущему дню я увидела массу подтверждений к тому, что приводит к неиспользованию частей паззла.
Сегодня мы поговорим о факторах успеха. Принимая во внимание все, у шансы на успех 100%.
- Чёткие цели и стратегия - а для чего конкретно нужен язык Вашему ребёнку, в каком объёме?
Например, мне важно, чтобы дочь свободно говорила и читала по-русски, что касается умения писать - это опционально. Цель - возможность общаться с родственниками в России. В английском же для меня важны все 4 языковых навыка (понимание, говорение, чтение, письмо). Для каждого языка у меня есть минимальные и максимальные панки целей. - Фактор времени - чем более ранний старт, тем лучше.
Если интересует НАУЧНЫЙ взгляд на то, когда оптимальнее начинать, и почему, дайте знать в комментариях, выложу ссылки на выступления нейрофизиологов. - Правильная частотность.
Для определённого уровня владения (см. Пункт 1, цели) нужна разная частотность. Но даже для базовых знаний и умений необходимо как минимум два раза в неделю с ребёнком заниматься по 30-40 минут. - Качество занятий и используемых материалов.
Без комментариев! - Мотивация ребёнка
Один из самых важных факторов. Основная задача родителей - создание и поддержание мотивации!!!
Я КАЖДЫЙ день хвалю дочь за то, что она говорит на трёх языках, использую любой повод. КАЖДЫЙ день в разных контекстах подчёркиваю важность владения несколькими языками и даю ей доказательства этого. Подсовываю «морковки» для ослика, повышаю ей самооценку.
С какими эмоциями связано изучение языков у ваших детей? Обращайте внимание на качество этих эмоций!!! - Настойчивость родителей.
Тоже не нуждается в комментариях. Скажу только, что если вы со своими личными целями определились, и цели по детям гармонируют, то это не так уж и сложно, продолжать, не взирая на разные временные сложности.
И в двуязычных семьях они есть, просто сложности другие. - Приверженность выбранной стратегии.
Это такая объёмная тема, что можно делать отдельный тренинг. Коротко: выбираете, согласно целям, способ «занятий», и его придерживаетесь. Пример: я не использую «занятий» как таковых, включаю английский в повседневную жизнь. Беру определённые отрезки времени и заполняю их языком. Этой стратегии я придерживаюсь 3 с половиной года. Для английского. Для японского через 2 года у меня запасена другая стратегия J. - Драйв. Энергия.
Тоже, думаю, комментировать не надо. Один вопрос: какие у ВАС возникают эмоции, когда готовитесь к занятиям, планируете их, собираете материал? «Ох, опять нужно что-то придумывать?» Или «Как здорово, что дочь уже освоила Х, Х и Х. Чем её порадовать/побаловать завтра?» - Адаптивность к изменениям.
Под Вашу стратегию должен быть составлен план (что, где и когда вы делаете с ребёнком). И, разумеется, мы дсстаточно гибко с ним работаем. В зависимости от жизненных ситуаций и работа с разными языками может быть адаптирована. - Задействование как можно большего количества членов семьи в изучении языков. Создание группы поддержки внутри и вне семьи.
Об этом детально буду говорить в пятницу!
Подумайте, что вы уже используете, а какие факторы у вас «проседают»? Что можете изменитть прямо сегодня?
P.S. Составить этот список мне помог замечательный коуч и мой партнёр, психолингвист Игорь Серов.
UPD: Вот ссылка на выступление вашингтонского профессора Патришии Кул, которое развеивает теории о том, что надо ждать с обучением другим языкам, пока не "устаканится" родной.
http://www.ted.com/talks/patricia_kuhl_the_linguistic_genius_of_babies.html Можно настроить как субтитры на русском, так и текст увидеть - если хотите, на английском или русском