Хотя глядя на то, что может сделать ребенок с квартирой, так и не скажешь :))
М.Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2-2,5 лет ребенок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа. А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: порядок в окружающей среде, порядок во времени, порядок в требованиях, которые предъявляет взрослый ребенку.
1.Порядок в окружающей среде. Необходимо организовать окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами.Посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике.
Кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны.
В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.Кроме того, ребенку в этом возрасте, очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Такой стресс впоследствии обычно не проходит бесследно.
Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам. Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной безалаберности, например, перестать есть в зале
2. Порядок во времени.Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех.
После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.
Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!
3. Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку,
- должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно, в реальности - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
- должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну?») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
- должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит.
А к чему это я? Просто сейчас сыну 2,4 месяца - и где-то с месяц назад у нас как раз проявилась эта любовь.
- Пить только из поильника, если предложить из чашки, может расплакаться, аж до истерики и падения на пол.
- Когда садимся за стол еду обязательно надо дать всем: и Яру, и маме, и папе. Поэтому даже если я не хочу есть приходится хотя бы чаю себе налит
- Зовет папу кушать - Папа, ам-ам! Папа!!! ПАПА!!! и пока папа не придет, не успокоится. Ведь все же должны ес
- попробуй что-то изменить в режиме отхода ко сну! ой, даже лучше не вспоминать
Вот только переучить папу не кушать в зале не удается :(
А у вас дети тоже любят порядок?