Тайм-менеджмент для детей - ответы эксперта

Apr 04, 2011 00:16



Месяц назад мы предложили участникам сообщества задать вопросы о тайм-менеджменте для детей. Сегодня с нами беседует и отвечает на ваши вопросы автор проекта "Успешный ребенок" доктор экономических наук, профессор Марианна Анатольевна Лукашенко:

***

Уважаемые коллеги! Спасибо большое за ваши вопросы, нам очень важно, что тема «детского ТМ» актуальна и значима! С удовольствием на них отвечаю!

Вопрос: Что такое тайм-менеджмент (ТМ) для Вас? (dmitrythewind)

ТМ - это отнюдь не жесткие конструкции, не режим и уж тем более, не насилие над личностью. Прежде всего, это отличный ресурс и для ребенка и для всей семьи. Это технологии, позволяющие определиться с тем, что тебе нужно и важно, выявить свои цели и приоритеты, а затем организовывать время так, чтобы успевать делать не все подряд на свете (ибо это вряд ли возможно в принципе), а наиболее важные дела, позволяющие эффективно двигаться к цели.

 Вопрос: Как приучать ребенка к ТМ? (alena_consult)

Точно так же, как мы приучаем ко всем полезным вещам - только игрой. Не заставляя и не навязывая. Не смеясь, если что-то вышло не совсем удачно, и не наказывая, если не вышло вообще. Не сердясь, если и выходить-то не собиралось. На личном примере, на договоренностях, на «рукопожатии». Даже «на спор». И еще. Все это касается детей, которые вполне осознанно воспринимают и свое время, и свои задачи, то есть уже школьников, хотя бы учащихся начальных классов. У многих из вас совсем маленькие дети.  Проблематика организации времени таких крошек - вопрос и педагогов, и психологов, и социологов, и воспитателей дошкольных учреждений и т.д. и т.п. И на такую глубину, на мой взгляд, следует опускаться ооооооооооочень осторожно. А лучше не опускаться вообще, а сосредоточиться на решении проблемы, которая отражена в названии вашего сообщества - «Успевай с детьми». То есть, ТМ для родителей, а это совсем другой сюжет.

Вопрос: Моей дочери пока 7 месяцев. Могу ли я уже сейчас начать закладывать основы ТМ для своей дочери и каким образом? Нужно ли "навязывать" какие-то вещи, связанные с временем и режимом, грудному ребенку, либо следовать исключительно его природе и его потребностям? (lyubov_orlova)

Ни в коем случае не нужно ничего  «навязывать»! Лучший способ «заложить основы ТМ» - это прислушиваться к потребностям ребенка и следовать его природе, как Вы сами и пишете.

Вопрос: Я совершенно неорганизованный человек, поэтому проблема скорее в том, чтобы организовать себя… С чего начинать ТМ в нашем возрасте (почти 3 года)? Как замотивировать ребенка убирать игрушки? (lapushastik)

Согласна с Вами, что лучше все-таки начать с себя. По уборке игрушек: во-первых, она убирает; во-вторых, ясно дело - отвлекается, у нее же не рутина, а сплошные открытия сейчас каждую минуту; просит помогать - и правильно делает, не душите в ней это. В общем, она у Вас молодчина!!! И. конечно, для нее гораздо полезнее беспорядок, чем то, что она ревет и переживает от процесса наведения порядка. И для Вас, кстати, тоже. То, что Вы в процессе уборки убираете все поближе к себе - это Вы, наоборот, удаляетесь от цели. Вы должны так организовать порядок, чтобы его поддержание ребенком занимало минимум времени. Посмотрите книгу Джулии Моргенстерн «Самоорганизация по принципу «Изнутри наружу». Или, если некогда, напишите запрос нашему уважаемому модератору Алене, чтобы я сделала подробную статью на эту тему.

Вопрос: Как привить ребенку навыки планирования? (cpexovan)

А сколько лет ребенку? Расскажите ему, что такое планирование и зачем оно вообще, что дает. Планируйте с ним вместе. Попросите его, чтобы он Вам помог спланировать Ваш день. Потом восторженно (!) поделитесь, как здорово Вам удалось выполнить все намеченные дела благодаря вашей совместной работе и его помощи. Договоритесь, что несколько дней вместе будете планировать ваше время, а потом обмениваться опытом.

Вопрос: У семилетки - его неспособность замечать время. У него сейчас проявились явные проблемы с вниманием, он отвлекается на какую-то ерунду и зависает за этим занятием, даже когда делает уроки, мы с ним куда-то торопимся и т.д. Мне интересны все виды визуализации времени, как объяснить, что оно уходит и не возвращается, что день не резиновый и т.д. С младшими интересны всякие игровые формы организации режима дня, особенно когда в него входят какие-то не очень интересные для них вещи. Как заставить себя РЕГУЛЯРНО воплощать все это в детскую жизнь :)? (egeomar)

О визуализации: мы на наших тренингах с этого начинаем: участники ВИДЯТ, сколько лет ими прожито. Но Вы не забывайте: дети маленькие и для них время - понятие более, чем условное. Помню массу детских историй на этот счет. Например, в 12 лет, обучаясь игре на гитаре и делая значительные успехи, я имела неосторожность спросить у преподавателя, когда я буду играть профессионально, и он ответил, что в 20 лет. Помню отлично свои ощущения - это было то же, если бы он сказал: «На пенсии» J Я едва доучилась до конца учебного года, уже решительно без энтузиазма, и ушла насовсем…

Вспомните, год в детстве - это же целая вечность, поэтому техники визуализации вряд ли будут работать. Для нашего календарика-пинарика и ему подобного чего-то, мне думается, точно слишком рано.

В Вашем случае проблемы с концентрацией внимания могут быть именно от того, что Вы пытаетесь слишком перенасытить его день и это просто защитная реакция организма.

По поводу организации режима дня - главное, чередовать различные виды деятельности, обеспечивать и переключение ребенка, и смену обстановки, в общем, все, как обычно.

С регулярностью так: существуют очень простые и удобные формы двумерных графиков. Можно такой график нарисовать цветными фломастерами на доске. Слева, по строкам, написать те задачи, которые ежедневно должны выполнять все члены семьи. Наверху, по столбцам - даты. Например, ребенок должен ежедневно делать зарядку, Вы - готовить обед. В столбце, соответствующем сегодняшней дате, ребенок ставит «плюс», когда сделает зарядку, Вы - «плюс», когда приготовите обед J Все наглядно и очень мотивирует. Особенно, если Вы договоритесь, что съедите вкусный торт (посмотрите фильм, сыграете в игру и т.д.), когда все вместе наберете определенное количество плюсов.

Вопрос: Вопросы ТМ начали интересовать примерно с полуторагодовалого возраста, когда стало понятно, что у ребенка есть затруднения с переключением между задачами (т.е. занятие, запланированное на полчаса, может затянуться и на полтора). Что, в свою очередь, затрудняет планирование распорядка дня. Сделали акцент на проговаривании дел, которые нужно сделать, чтобы потом апеллировать к этому перечню. Вопросы: в какой степени развитие навыков ТМ может быть делегировано детскому саду с его жёстким расписанием? И напротив, в какой степени это препятствует развитию индивидуальных навыков ТМ? (mvf)

И в детском саду, и в школе задачи у детей практически все жесткие. Ну и пусть! Может быть делегировано, особенно если детсад хороший и воспитатель мудрый.

Вопрос: Насколько в принципе программы по развитию ТМ для детей должны быть индивидуализированы, адаптированы к особенностям конкретного ребенка? (mvf)

В ТМ очень много приемов. Кроме того, само освоение ТМ сопровождается креативом и возникновением по ходу дела новых приемов. Поэтому, техник хватит на всех, каждый выбирает для себя и своего ребенка то, что понравилось, заинтересовало и «подошло по фигуре». А то, что каждый из нас индивидуален и каждому подходит что-то свое - бесспорно.

Вопрос: С какого возраста имеет смысл делегировать ТМ самому ребенку и по возможности стараться не вмешиваться в его организацию собственного времени? (mvf)

Со школьного (2-3 класс). Вмешиваться нужно, но с умом. Во всяком случае, тихо контролировать процесс.

Вопрос: Насколько может помешать развитию навыков ТМ ситуация, когда ребенок в течение дня постоянно "ходит по рукам" (одна бабушка, другая бабушка, один из родителей, почасовая няня, другой из родителей и т.п.), вследствие чего не может принимать участия в планировании своего распорядка и вынужден принимать расписание взрослых? (mvf)

Не может данная ситуация помешать развитию навыков ТМ. Ребенок умный, адаптивный, принимает данность, как она есть.

Вопрос: Ребенку 2 года. Вопросы организации времени у ребенка как раз начинают интересовать сейчас. Если раньше ребенок сам больше регулировал свой график и всем было хорошо и комфортно, то сейчас чувствую, что нужно помогать организовывать график. Например: если утром просыпается поздно (в 10 утра), то на дневной сон ложится тоже поздно (в 2 часа), следовательно на ночной тоже поздно - в 11-12 ночи. Считаю, что это не есть хорошо, т.е. решили утром будить - часов в 9. Как вы считаете, нужно ли утром будить ребенка, чтобы потом дней был правильный график. (umbrella_hr)

Считаю, что нужно класть спать вовремя и не перегуливать на ночь, тем более TV и т.д. Тогда он утром сам проснется рано. Возможно, ребенку просто сбили отрегулированный график?

Вопрос: Больше всего интересует, какие наработки сейчас есть в области ТМ для детей. С какого возраста какие навыки можно начинать прививать? Также интересуют работающие методики - по принципу делай раз, два, три. (umbrella_hr)

Разработан цикл тренингов по ТМ для родителей, называется «Успешный ребенок». Апробация двух из них  уже прошла в Санкт-Петербурге и Москве. Несмотря на то, что цель тренингов - научить родителей приемам ТМ, которые они смогли бы передать детям и остальным членам семьи и использовать  всей семьей, нас все равно просят самим поработать с детьми. Мы давно уже адаптировали методику Глеба Архангельского к учащимся старших классов и сейчас работаем над адаптацией наших наработок к ученикам начальной школы. Работающих приемов очень много, именно, делай раз, делай два, делай три. И их прямо здесь никак не перечислишь :-(

Вопрос: Ребенку 9 лет, учится в 3-м классе гимназии, нужно быстро обучаться и успевать все делать быстро. Я писала списки сыну, что ему нужно делать каждый день, периодически это работало, сейчас как-то подзабросила. Очень волнует такая проблема - после школы он приходит и смотрит телевизор или играет на телефоне, вроде как, отдыхает. Мне такой отдых категорически не нравится, лучше бы он погулял часочек, по доброй воле гулять не идет. Уроки садится делать под вечер, когда уже устает, если оставить делать одного, то это может тянуться часами. По воскресеньям уроки на следующую неделю тоже может делать целый день, если не стоять цербером-надзирателем и не подпинывать. Как организовать день школьника? Как его мотивировать, чтобы ему самому хотелось уроки делать быстро? Как внушить, что гулять - это здорово, как отучить от безудержной любви к телефону и компьютеру, вернее, не отучить, в принципе, мне даже помогает эта любовь к играм, я ее использую, как мотиватор для ребенка для более быстрого делания уроков. (yakrasodko)

Договоритесь, что будете планировать день. Списки писали правильно, практику эту восстанавливайте потихоньку. Используйте другие подходы к планированию, например, жестко-гибкое планирование. Пусть увидит в своем плане и игры и телефон - мотиватор используете совершенно правильно. Насчет гулянья - ему это скучно и неинтересно. Значит, Ваша задача делать так, чтобы ему было интересно - может, спортивные секции? Что-то на воздухе?

Договоритесь о награде на выходные. Например, он быстро делает уроки в субботу, а в воскресенье вы вместе идете туда, где ему очень интересно.

Вопрос: Я страдаю от отсутствия режима, ритма, регулярных ритуалов и четких правил - но в одиночку такие вещи в семье, как мне кажется, не прививаются.Старшей почти 15 лет. Живет "реактивно", постоянно раздергиваемая смс-ками, скайп-сообщениями, сообщениями "ВКонтакте". От обилия раздергиваний очень страдает учеба и вообще выполнение каких бы то ни было задач. Хотелось бы помочь ей понять ценность ЕЕ времени и привить ей желание САМОЙ управлять и им, и потоком входящей информации, и своими реакциями на них. Дочь имеет всего несколько регулярных и необременительных семейных поручений, но всячески откладывает их выполнение. Чистая посуда в посудомойке может стоять по нескольку суток, белье в ванной - висеть неделями, а кошкин лоток переполняться. Хотелось бы научить ее "съедать лягушку с утра" не омрачая себе день многократным откладыванием неприятной работы и моими напоминаниями о необходимости ее все-таки выполнить. Дочь очень "короткозадачна". Хотелось бы научить ее радоваться мини-победам, ставить себе более масштабные цели и достигать их. (akapl)

Посмотрите наш учебник (Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтерев С. «Тайм-менеджмент»), так по реактивности, проактивности и целеполаганию задачек много хороших. Посмотрите на сайте http://improvement.ru статью Натальи Шуховой «Организация времени старшеклассника», там очень подробно рассмотрена проблема промедления. А почему лягушку-то не съедаете? Договоритесь с ней, съест 5 лягушек - купите ей новый «блеск» для губ, лак или еще что «крутое».

Вопрос: Меня чрезвычайно интересует процесс организации ТМ для подростков 16 лет? С чего начинать, как перебороть нигилизм этого возраста? Как приучить к ТМ? (solo_mon)

С Вами как раз все замечательно и очень технологично. Положите на видное место книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» и попросите ребенка помочь Вам освоить практически какую-нибудь технику. Или оставьте заявку на обучение на тренинге ребенка, будем группу подростков собирать, пригласим вас.

Всем успехов и удачи!

P.S. Ссылки на упомянутые книги:


Самоорганизация по принципу "Изнутри наружу" | Джулия Моргенстерн | Organizing From The Inside Out | Средства для высокоэффективной жизни


Тайм-менеджмент | Г. А. Архангельский, М. А. Лукашенко, Т. В. Телегина, С. В. Бехтерев | Университетская серия


Тайм-драйв. Как успевать жить и работать | Глеб Архангельский

(с) uspevai_s_detmi, 2011

Previous post Next post
Up