Здравствуйте, друзья!
Тема первого дня - “Счёт”. Именно с этой темой ассоциируется математика у многих мам дошколят. Математика для дошкольников может быть гораздо глубже и интереснее (об этом мы еще поговорим), но со счетом надо разобраться!
Начну с того, что многие современные математики уверены, что проблемы с математикой в старших классах обусловлены тем, что ребенок плохо умеет считать. Именно счет может служить легкой, но действенной зарядкой для разогрева “мозгов”.
Начнем с этапов, которые проходит ребенок овладевая навыками счета:
1 этап:
Скажу сразу, знание, того что вот эта закорючка “1” называется ОДИН, а вот эта “2” - ДВА никак не приближает ребенка к счету. Вы так же можете рассказывать малышу, что вот этот знак “:-)” называется смайлик, а вот это & - амперсант.
Именно поэтому начинать учить названия цифр нужно только тогда, когда ребенок понимает что один - это КОЛИЧЕСТВО предметов. Желательно, чтобы для ребенка было абсолютно очевидным, что количество не зависит от типа или размера предмета, что может быть один огурец, один помидор, одна машина и один стол.
Ранее обучение цифрам, без привязки к количеству дает странный результат. Дети уже оказавшись в школе могут не понимать, как решить простые примеры. Даже такие как 1+1. Не понимание того, что за каждой закорючкой-цифрой стоит количество, приводит к тому что ребенок считает сложение - китайской грамотой и просто пытается зазубрить ответы на все примеры. Что, как вы сами понимаете, невозможно…
Поэтому на первых порах не стоит показывать цифры вообще. Научитесь оперировать с количеством: пересчитывать предметы устно и сопоставлять их с количеством, складывать и вычитать в пределах десяти, не пользуясь цифрами.
Этот первый этап самый важный и он может длиться очень долго. Обычно, чем дольше ребенок играет с количеством, тем глубже он понимает сам счет и все последующие операции сложения, вычитания, умножения.
Пересчитывайте все предметы вокруг, ищите заданное количество вокруг (например все предметы у которых есть 4 ножки), сравнивайте визуально что два ореха, это меньше чем четыре.
2 этап:
Второй этап это знакомство с цифрами. Покажите ребенку цифры, научите ребенка сопоставлять количество с цифрой, которая его обозначает. Делайте акцент не на запоминании названий символов 1, 2, 3, 4,... А на понимание их связи с количеством. Многие сюжетно-ролевые игры о которых я расскажу позже помогают именно связать количество с символом.
Не спешите переходить к абстрактным 1, 2, 3 - старайтесь дублировать количество точками в играх, заданиях - везде, где это возможно.
3 этап:
Третий этап это умение оперировать уже абстрактными числами, представляя реальное количество которое стоит за цифрой или числом.
То есть, когда ребенок слышит сколько будет 2 плюс 3, он совершенно четко представляет себе НЕ цифру, а два предмета и еще три каких-то предмета. Когда он видит задачку: 2+3, он также способен представить количество предметов в уме, пересчитать их в уме, сопоставить количество с закорючкой, которая обозначает это число.
Замечу, что ребенок может уже успешно складывать, вычитать и даже умножать, но при этом находиться на втором этапе. То есть каждую операцию он будет проводить с использованием счетного материала.
Третий этап требует серьезной работы образного мышления (которое, кстати, начинает усиленно развиваться только после 3-4 лет)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание №1: Определите на каком этапе овладения счетом находится ваш ребенок.
Напишите об этом в комментариях.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Половина дела сделана. Мы поняли, что ребенок пока не понимает, что такое количество. Или же наоборот этот этап уже успешно пройден и можно двигаться дальше.
Существует несколько способов, которые могут помогать и совершенствовать навыки счета. Я уверена, что ни один из них не является секретом для многих мам:
1. Счет во время игры. Игра может быть любой: сюжетно-ролевой, настольной, подвижной. Этот способ идеален для детей дошкольников. Но обязательно должно выполняться одно условие - счет не должен съедать игру. То есть, что-то пересчитывая мы должны делать игру интереснее, более похожей на взрослый мир, счет должен решать какую-то проблему, но не должен становиться целью всей игры.
Конечно игры для детей разного возраста будут сильно отличаться. (О возрастных особенностях мы поговорим на 5 день)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание №2: Дети играют много раз за день. Сегодня вам надо разнообразить игру, добавив туда всего один элемент, связанный со счетом. (Посчитайте количество этажей в домике, количество плиток на дорожке гномика, количество пластилиновых лепешек в тарелках кукол, напишите или налепите число на домиках, которое будет обозначать количество жителей)
Главное: это задание должно соответствовать этапу, на котором находится ваш ребенок. Опишите момент игры, где вы использовали счет и понравилось или нет ребенку.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Счет в бытовых ситуациях. Это не праздный счет, потому что нечего делать. Этот счет связан с жизненной необходимостью, что-то узнать.
Самые банальные:
сколько градусов показывает термометр,
сколько тарелок надо поставить на стол,
какую сдачу тебе должны дать продавец,
взять нужное количество пачек печенья в магазине (если мама попросила три. При этом мама может стоять рядом в том же магазине)
сколько машинок надо взять на улицу, если с тобой идет гулять сестра и двоюродный брат
сколько машин стоит перед домом, если отчетливо видно 4 передние фары
Такие ситуации бывают каждый день. Я привела пример, тех что связаны со счетом.
Наша задача, научиться видеть такие моменты и использовать, не упускать. Я не говорю, что вы должны стать ходячим задачником. Но если за 1-2 дня находить хотя бы одну задачку можно далеко уйти.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание №3. Сегодня осознанно найдите одну бытовую ситуацию, где надо что-то пересчитать. Идеально, если вы упростите задачу (или усложните), зная этап, на котором находится ребенок. Опишите ситуацию в комментариях.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Специальные упражнения
Это специальные упражнения со счетным материалом, развивающими тетрадями, таблицами, лентами. Я настоятельно рекомендую использовать этот способ не раньше 5 лет.
Мне очень нравятся упражнения с лего-коробочками, лентой Зайцева и счетами.
Прочитать о них можно в 1 номере журнала
“математика в песочнице” , на стр 8-9
Начинайте с 5-10 минут в день.
Развивающие тетради используем, только если ребенок хочет САМ. Если нет, то до школы (а может быть и еще дольше) можно обходится без них.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание №4: Если ребенок старше 5 лет и не умеет бегло считать, складывать и вычитать в пределах сотни (именно к этой категории относится большинство 5-7 летних и это абсолютно нормально!). В этом случае прочитайте о возможных способах, выберите ОДИН, который вам нравится и напишите о том, что вы выбрали и почему в комментариях.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итог: Получилось целых 4 задания, но многие из них вы и так выполняли в ходе дня. Наша задача понять, осознать, систематизировать наши представления.
Все это может получиться ТОЛЬКО при выполнении заданий. Кроме того, именно во время “работы” возникает масса вопросов. Я смогу помочь вам найти на них ответы и выстроить правильную систему, ТОЛЬКО если вы отчитаетесь по домашним заданиям.
Успехов и до встречи!