Когда в школе приходит время стереометрии - геометрии в пространстве - оказывается, что пространственное мышление многих школьников находится в зачаточном состоянии. Самая распространенная проблема: “не могу представить”. А надо не только представить, а еще изобразить и вычислить!
Типичная геометрия для дошкольников включает: названия фигур плюс простое описание положения в пространстве с помощью предлогов и наречий: «над», «под», «справа», «слева». Безусловно, это первая ступенька, скажем так − основа. Но еще не пространственное мышление. Оно включается, когда мы начинаем оперировать этими понятиями в голове. Поднимаемся, так сказать, на вторую ступеньку.
Само собой ребенок не сможет выполнить ни одного задания в уме, если он не понимает значения слов «справа», «слева», «вверху», «внизу», «на юг» и т.д. Наша задача помочь ему, с одной стороны упростить процесс, а с другой сделать понимание вопроса более глубоким, интуитивным.
Однако в “геометрии” мы НЕ будем четко следовать этапам: сначала запоминаем расположение в пространстве и названия, а затем только делаем операции с ними. Оба этих процесса идут рука об руку, параллельно. И я бы советовала уделять большее внимание ПОНИМАНИЮ, а не терминам. Например, не столько важно на какую картинку ребенок тычет пальчиком, когда у него спрашивают “Где круг?”, сколько понимает ли он, что круглые предметы могут катиться, а треугольные - нет.
Тоже самое касается объемных фигур: шарик нельзя поставить на шарик, а кубик можно! Цилиндр можно поставить на основание другого цилиндра и нельзя на боковую поверхность. Мыльные пузыри - это всегда шарики, а окна и стены домов чаще прямоугольные…
Сегодня я приведу небольшой список, даже не игр, а скорее идей с помощью которых можно придумать не один десяток игр:
1. Игры с коробками и кубиками
- вырезать из маленьких коробок домики: с окошками, дверьми
- раскладывать коробки на полке
- уложить определенные предметы в коробку, так чтобы все поместилось
- …
- итд
2. Со шнурками, лентами, проволочками:
- натягивать между стульями и перешагивать, перелазить
- натягивать под наклоном, вешать маленькое ведерко или корзину и запускать вниз
- строить дороги и развязки (здесь же хорошо применима туалетная бумага)
- сворачивать силуэты из проволоки
- …
- итд
3. Игра с бумагой
пример -
здесь 4. Кубы, развертки
пример -
здесь 5. Спички, палочки и пластилин
пример -
здесь 6. Графы
пример -
здесь 7. Тетрамино, пентамино и прочий тетрис
Это игры и укладка вот таких деталей:
8. Лепка из пластилина, глины, фольги, теста.
9. Строительство из любых кубиков, конструкторов (Особенно предметы, которые нужны в игре - кроватки, столики, ступеньки, башенки, ворота итд)
10. Головоломки: танграм, колумбово яйцо
Задание №1
Выберите ту деятельность, которая доступна ребенку уже сейчас. Для малышей это может быть лепка, кубики, не тугая проволока, игры с бумагой и др. Используйте эту деятельность в сегодняшней игре и опишите: какую деятельность выбрали, какой был сюжет игры, общие впечатления
Математика в быту
Также не забываем про математику вокруг. Вчера мы искали задачки на счет, которые есть вокруг нас. Сегодня поищем “геометрию”. Повторюсь это задачи, которые возникают вокруг непрерывно и часто “на автомате” решаются взрослыми. Наша задача во-первых научиться замечать эти “автоматические действия” и во-вторых, научиться включать в них ребенка. Итак, что же можно делать:
- завязать шнурки
- нарисовать карту (комнаты, района, площадки)
- объяснить как дойти до…
- выдувать пузыри (а попробуйте выдуть не шарообразный пузырь или хотя бы просто эллипсоид - “вытянутый шар”, “шар-яйцо”)
- сложить коробки в шкафу (или любую другую простую одежду, например носки!)
- расставить продукты в холодильнике
- резать овощи и фрукты (предварительно думать какая форма будет в разрезе)
- пройдет ли конкретный предмет в какое-то отверстие: яйцо в стакан, бутылку; ложка в банку; крышка в кастрюлю итд
- упаковка подарков (как обернуть, чтобы предмет не выглядывал из-под газеты)
- вырезание фигурок, украшений
- …
- идр
Для малышей можно выбрать проталкивание предметов в дырочку (те же сортеры); упаковка игрушек листом бумаги, складывание коробок в шкаф или продуктов в холодильник. Также малыши учатся сейчас понимать пространственные наречия и предлоги. Обязательно включайте их в свою речь! (Оденем не просто ручки и ножки, а ПРАВУЮ ручку и ЛЕВУЮ ручку)
Задание №2
В течение дня найдите дело, которое можно доверить ребенку и оно связано с пространственным мышлением, геометрией. Опишите в комментариях: что это было, справился ли ребенок, общие впечатления.
Успехов и жду ваших отчетов!