2 День. Тренинг "Математика с рождения и до школы"

Aug 19, 2014 01:33


Когда в школе приходит время стереометрии - геометрии в пространстве - оказывается, что  пространственное мышление многих школьников находится в зачаточном состоянии.  Самая распространенная проблема: “не могу представить”. А надо не только представить, а еще изобразить и вычислить!


Типичная геометрия для дошкольников включает: названия фигур плюс простое описание положения в пространстве с помощью предлогов и наречий: «над», «под», «справа», «слева». Безусловно, это первая ступенька, скажем так − основа. Но еще не пространственное мышление. Оно включается, когда мы начинаем оперировать этими понятиями в голове. Поднимаемся, так сказать, на вторую ступеньку.

Само собой ребенок не сможет выполнить ни одного задания в уме, если он не понимает значения слов «справа»,  «слева», «вверху», «внизу», «на юг» и т.д. Наша задача помочь ему, с одной стороны упростить процесс, а с другой сделать понимание вопроса более глубоким, интуитивным.

Однако в “геометрии” мы НЕ будем четко следовать этапам: сначала запоминаем расположение в пространстве и названия, а затем только делаем операции с ними. Оба этих процесса идут рука об руку, параллельно. И я бы советовала уделять большее внимание ПОНИМАНИЮ, а не терминам. Например, не столько важно на какую картинку ребенок тычет пальчиком, когда у него спрашивают “Где круг?”, сколько понимает ли он, что круглые предметы могут катиться, а треугольные - нет.

Тоже самое касается объемных фигур: шарик нельзя поставить на шарик, а кубик можно! Цилиндр можно поставить на основание другого цилиндра и нельзя на боковую поверхность.  Мыльные пузыри - это всегда шарики, а окна и стены домов чаще прямоугольные…

Сегодня я приведу небольшой список, даже не игр, а скорее идей с помощью которых можно придумать не один десяток игр:

1. Игры с коробками и кубиками

  • вырезать из маленьких  коробок домики: с окошками, дверьми
  • раскладывать коробки на полке
  • уложить определенные предметы в коробку, так чтобы все поместилось
  • итд


2. Со шнурками, лентами, проволочками:

  • натягивать между стульями и перешагивать, перелазить
  • натягивать под наклоном, вешать маленькое ведерко или корзину и запускать вниз
  • строить дороги и развязки (здесь же хорошо применима туалетная бумага)
  • сворачивать силуэты из проволоки
  • итд


3. Игра с бумагой

пример - здесь

4. Кубы, развертки

пример - здесь

5. Спички, палочки и пластилин

пример - здесь

6. Графы

пример - здесь

7. Тетрамино, пентамино и прочий тетрис

Это игры и укладка вот таких деталей:


8. Лепка из пластилина, глины, фольги, теста.

9. Строительство из любых кубиков, конструкторов (Особенно предметы, которые нужны в игре - кроватки, столики, ступеньки, башенки, ворота итд)

10. Головоломки: танграм, колумбово яйцо

Задание №1

Выберите ту деятельность, которая доступна ребенку уже сейчас. Для малышей это может быть лепка, кубики, не тугая проволока, игры с бумагой и др. Используйте эту деятельность в сегодняшней игре  и опишите: какую деятельность выбрали, какой был сюжет игры, общие впечатления

Математика в быту

Также не забываем про математику вокруг. Вчера мы искали задачки на счет, которые есть вокруг нас. Сегодня поищем “геометрию”. Повторюсь это задачи, которые возникают вокруг непрерывно и часто “на автомате” решаются взрослыми. Наша задача во-первых научиться замечать эти “автоматические действия” и во-вторых, научиться включать в них ребенка. Итак, что же можно делать:

  • завязать шнурки
  • нарисовать карту (комнаты, района, площадки)
  • объяснить как дойти до…
  • выдувать пузыри (а попробуйте выдуть не шарообразный пузырь или хотя бы просто эллипсоид - “вытянутый шар”, “шар-яйцо”)
  • сложить коробки в шкафу (или любую другую простую одежду, например носки!)
  • расставить продукты в холодильнике
  • резать овощи и фрукты (предварительно думать какая форма будет в разрезе)
  • пройдет ли конкретный предмет в какое-то отверстие: яйцо в стакан, бутылку; ложка в банку; крышка в кастрюлю итд
  • упаковка подарков (как обернуть, чтобы предмет не выглядывал из-под газеты)
  • вырезание фигурок, украшений
  • идр


Для малышей можно выбрать проталкивание предметов в дырочку (те же сортеры); упаковка игрушек листом бумаги, складывание коробок в шкаф или продуктов в холодильник. Также малыши учатся сейчас понимать пространственные наречия и предлоги. Обязательно включайте их в свою речь! (Оденем не просто ручки и ножки, а ПРАВУЮ ручку и ЛЕВУЮ ручку)

Задание №2

В течение дня найдите дело, которое можно доверить ребенку и оно связано с пространственным мышлением, геометрией. Опишите в комментариях: что это было, справился ли ребенок, общие впечатления.

Успехов и жду ваших отчетов!

занятия с детьми, тренинг

Previous post Next post
Up