3 День. Тренинг "Математика с рождения и до школы"

Aug 19, 2014 23:42


Очень надеюсь, что предыдущие два дня уже показали, что математика для дошкольников это не только “1, 2, 3 и круг, квадрат,...”. Во-первых, это необходимость, так как многое в жизни подчиняется законам математики. Во-вторых, математические игры могут превращаться в интересные исследования, заставляющие думать. В-третьих, сюжетно-ролевая игра может стать “взрослее” и увлекательнее, если в ней есть чуточку математики.

Сегодня мы поговорим о необычных разделах дошкольной математики. Необычных, потому что эти разделы принято изучать в школе или даже в институте:


Дроби

Понятия: половина, треть, четвертая часть - дети 5-7 лет обычно понимают быстрее и лучше, чем пятиклассники. Это факт. Сокращение дробей, сложение, вычитание, тоже легко даются на наглядном материале. Ребенок, наигравшийся с дробями скорее всего будет понимать, что ½ + ⅔  не равно ⅗. Конечно, пятиклассники находятся в классе и редко имеют достаточно времени, чтобы “пощупать” и понять принцип деления.

Задание на будущее: Периодически (например 1 раз в 2 недели) вводите дроби в игру. Можно резать пластилиновые или бумажные лепешки, резать пластилиновые яблочки, делить лего-башенки (или любой другой конструктор - ZOOB, Кликс), ломать палочки (или спички). Начните с простых понятий: половина и целое. Потом подключайте остальные: сложение, вычитание, и только после этого можно познакомить с записью дроби в виде числитель/знаменатель

Графы

Начните с простых игр. Ссылку уже давала, повторю здесь.

Симметрия, Фракталы, узоры

Примеры здесь.

Вообще, выкладывание орнаментов и узоров - это особенное эстетическое удовольствие. Удовлетворение от того, что ты сам привносишь порядок, гармонию и красоту в этот мир.  Это одна из немногих тем, которая доступна и понятна детям уже в 1-1.5 года.

Время

Это одна из немногих тем, которой уделяют много внимания. На самом деле научить ребенка “понимать время по часам” можно за 1 год вообще с ним не занимаясь, а лишь повесив часы в комнате. Для этого просто сами говорите сколько времени, просите ребенка сказать вам сколько времени, когда вы в другой комнате, просите засечь 5-10-15-... минут, просите посчитать сколько времени до сна или до выхода на прогулку. В общем “времени” можно научить исключительно на бытовых ситуациях.  Правда есть одна хитрость: рядом с числами, обозначающими часы, наклейте числа обозначающие минуты. Примерно так:



Конечно, после этого можно идти дальше и уже считать промежутки времени, временные затраты.

Возраст и родственные связи

Старше, младше, а заодно понятия брат, сестра, бабушка, дедушка могут даваться очень трудно. Особенно мальчикам. Например, простая задача "У девочки Маши два брата, сколько в семье детей?" может вызвать ступор. А уж что-то наподобие: "В семье есть три сына: Петя, Ваня, Гриша и у каждого есть по сестре. Сколько детей в семье?" совсем оказывается нерешаемой.

Такие задачи можно и нужно объяснять рисунками. Кстати, рисовать задачи и даже просто проблемные ситуации надо учиться, но об этом мы поговорим завтра

Алгоритмы

Вот примеры игр с простыми алгоритмами: 1 и 2

Логика

Многие известные головоломки можно давать дошколятам: только их надо упрощать и делать наглядными. Вот примеры двух головоломок: Ханойская башня, Волк, Коза и капуста.

Многие спичечные головоломки очень сложны даже для взрослых. Но их можно упрощать: вот примеры.

Судоку можно делать из геометрических фигур или рисунков.

Разрезания: наподобие разрежь полукруг двумя прямыми на 4 части. (Для детей играть обязательно с ножницами)

Уравнения

Обычные игры в “ку-ку” это уже решение уравнений! Дальше обычные игры “на внимание”: на столе стоит 5 игрушек, ребенок закрыл глаза и одну игрушку спрятали. Что спрятали? Это тоже игры, построенные по принципу “найти неизвестное”.

С детьми старше 5 можно играть уже в такие уравнения.


При этом цифры можно заменять точками (если пока есть путаница с цифрами), а рисунок - зверушка накладывается сверху на число, то есть прячет ее “за спиной”.

Измерения

Некоторые игры есть здесь.

Знаки

Тоже можно найти здесь

Комбинаторика и теория вероятности

Вот пример игр.

Углы

Углы хорошо “строить” из спичек и пластилина; сравнивать; сравнивать углы в разных квадратах (они всегда одинаковые несмотря на размер квадрата)

Площади

Начинать измерять углы можно например в кубиках "Лего", деревянными кубиками.

Функции

Любое преобразование одного в другое по определенным правилам - это функция.  Когда мы просим ребенка сопоставить ряд карточек: овца-ягненок; лошадь - жеребенок; кошка-котенок итд Это и есть функция под названием “Родитель”. Один ряд животных преобразуется в другой.  Некоторые игры можно найти здесь.

Координаты

Пример игры здесь.

Многие из этих тем можно “брать” уже с 3 лет. Помните, что лучше дать слишком простое задание, чем слишком сложное. До 5-6 лет любая из этих тем должна входить в состав игры. Или быть любимым серьезным делом взрослого и ребенка, но никак не скучным занятием и “обязаловкой”.

Вот здесь есть многие игры, разбитые по разделам. Многие из них я записывала 2-3 года назад, на ходу, буквально для себя, поэтому они не очень аккуратные: не снабжены фотографиями, не очень подробно итд. Очень надеюсь, что в ближайшее время я приведу этот раздел блога в порядок.

Задание:

1. Выберите темы, которыми вы не занимались с ребенком (или занимались не очень много). Если тема незнакомая, то выбирайте максимально простой вариант игры. Вы должны сами понять возможности вашего ребенка. Если уже занимались этим, то ориентируйтесь на собственные ощущения.

2. Подумайте 3-5 минут, как эту тему ввести в игру. С детьми старше 5-7 можно просто предложить занятие (хотя игра все равно может оказаться интереснее)

3. Опишите в комментариях тему и как собираетесь играть с ребенком

Успехов и жду ваших отчетов!

занятия с детьми, тренинг

Previous post Next post
Up