Наглядно-действенный принцип
У детей до 3 лет прекрасно развито наглядно-действенное мышление: чтобы думать о чем-то, ребенку надо это видеть. (А еще лучше щупать) Это легко проверить с сортером. Ребенок 2-3 лет легко отыщет кубик для каждой дырочки, если они лежат перед ним. И может не справиться с задачей, если дырочки и кубики находятся в разных комнатах. (То есть подбирать кубик надо, исходя из образа отверстия, которые должен удерживаться в голове)
После трех лет образное мышление только начинает развиваться. Но даже у первоклашек оно еще несовершенно.
Именно поэтому математика для дошкольников должна быть наглядной и “ощутимой”. Имею в виду то, чему вы "учите" ребенок должен иметь возможность ПОЩУПАТЬ. Некоторые говорят “пропустить через тело”.
Что такое дроби ребенок поймет глубоко и на всю жизнь, если наиграется с ножницами, бумагой; будет делить яблоки и конфеты для себя и брата; лепить пластилиновые пироги. Только пройдя этот этап можно переходить к записи, к числовым примерам: только если руки щупали и запомнили!
Не надо торопиться усаживать ребенка за развивающие математические тетради. До 5 лет это не нужно. А после 5: возможно, только если ребенку самому нравится!
Открою небольшой секрет. На самом деле любое задание из тетради можно “отработать” в игре, пощупав, увидев. Возможно даже понюхав и полизав ))
Приведу пример. Вот страница из всем известного пособия Людмилы Петерсон, рассчитанное на детей 3 лет:
Попробуем превратить это задание в игру со, скажем, кубиками. Например так: “смотри в детском саду скоро праздник и дети наряжаются! Это мальчик одел красные брюки, красную футболку и ищет красную кепку. Где же она есть… А вот она!” (Вы ставите 3 красных кубика один на один. Идеально подойдет любой конструктор) “А эта девочка оделась вот так”. (Ставите перед ребенком два желтых кубика и просите подобрать девочке бантик такого же цвета.) Таким образом можно “сделать” 5-8 ребят , а дальше их например построить:"Ребята становятся в хоровод. Мальчик в красной майке между девочкой в желтом и зеленом платье, “синий” справа от “оранжевого”" Потом угощать, провожать домой, укладывать спать и так далее и тому подобное. Играть - не переиграть! )
В 3 года интереснее играть! Тетради будут и в 7, и в 8, и в 9 … и еще 10 лет!
Задание: Откройте любую развивающую тетрадь по математике. Выберите любое задание и придумайте, как его использовать в игре. В комментариях поделитесь фотографией задание (или просто опишите его) и как вы обыграли его в живую.
Всего наилучшего!