Давайте подумаем с вами над вопросом: откуда мы узнаём, что человек нас любит? Одни скажут - по глазам, другие - по подаркам, третьи увидят заботу, четвёртые скажут, что услышали слова о любви…. Сколько разных ответов можно дать на этот вопрос, и противоположный ему: «Как понять, что человек меня не любит?» Каждый из нас, отвечая на эти вопросы, пользуется теми языками любви, которые усвоил в раннем детстве.
Психологи выделяют 7 основных языков любви:
ПЕРВЫЙ ИЗ НИХ - ПРИКОСНОВЕНИЕ
Он появляется с первых дней жизни ребёнка, ибо что же малыш вообще понимает и чувствует? Только то, как мама берёт его на руки, прижимает к сердцу, как кормит, купает и все те прикосновения, что получает малыш - это и есть связь с мамой, первый язык любви. Но - кого-то постоянно берут на руки, кто-то чаще находится один в кроватке, кого-то гладят и целуют больше, а кого-то к этому не приучают…. Вот от этого и зависит, усваиваем ли мы язык любви прикосновения как свой собственный, родной и понятный, или он останется «чужим» и прикосновения других людей мы переносим с трудом… Ребёнка, чей основной язык - прикосновения, достаточно поцеловать, желая доброго утра, или погладить по голове на ночь перед сном, обнять и похлопать по плечу, выражая свою поддержку и одобрение, чтобы в течение дня он чувствовал родительскую любовь.
ВТОРОЙ ЯЗЫК - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
На этом языке малыш понимает любовь уже в возрасте 2 месяцев, очень хорошо он чувствует те эмоции, которыми с ним делится мама и другие члены семьи. Он может смеяться и плакать ни с того ни с сего, на самом деле реагируя на то, с какими эмоциями, с каким выражением лица подошла к нему мама. Для ребёнка очень важна атмосфера, которая создается в семье. Холодный «родитель-компьютер» не сможет показать ребёнку всю красоту окружающего мира, всю гамму чувств и эмоций в человеческих отношениях, и следовательно, научить любви. Ребёнок в точности копирует «маски» своих родителей, степень их искренности и доверительности в отношениях. Отсюда вывод - бедность нашего эмоционального языка - родом из детства.
ТРЕТИЙ ЯЗЫК - СЛОВА ПООЩРЕНИЯ
В возрасте от 3 до 6 месяцев, и даже позже малыш начинает понимать те слова, что к нему обращены. Он слышит ласковые имена или прозвища, фразы, выражающие отношение к нему родителей: как принятие и любовь, так и негативные чувства родителей. Будет ли малыш сам говорить слова любви, нуждаться в них, или нет - это закладывается в семье. Для ребёнка, «разговаривающего» на этом языке, очень важны своевременная похвала, одобрение, поддержка. Такой ребёнок без комплиментов и похвалы становится вялым, делает всё без энтузиазма. Но необходимо помнить, что нельзя хвалить не по делу: он становится не уверенным в себе, а самоуверенным и, более того, учится обманывать - ведь в глубине души он чувствует, что его хвалят не по заслугам.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЯЗЫК - ЗАБОТА И ПОМОЩЬ
К одному году ребёнок активно осваивает следующий язык любви, он пытается научиться проявлять заботу о своих близких, протягивает гостинец, чем-то делится, что-то просит для себя…Этот язык наиболее понятен родителям, ибо они же проявляют заботу о беспомощном маленьком ребёнке с рождения. Но это не значит, что данный язык малыш усвоит правильно и будет проявлять его в своей жизни. Забота и помощь очень необходимы ребёнку для его гармоничного развития. Это может быть помощь в подготовке школьных уроков, проведение праздников. Есть дети, которые ни в одном деле не могут обойтись без помощи родителей. И вовсе не потому, что они глупые или неумехи. Просто помощь для них - главное проявление любви. Но помогать ребёнку - это не значит «посадить к себе на шею». Помогать - значит делать вместе, постепенно передавая ребёнку всё больше и больше инициативы, приучая его к ответственности. Пользы от такого совместного творчества будет намного больше, чем от постоянной опеки.
ПЯТЫЙ ЯЗЫК - Подарки
Подрос малыш - и появляются самые первые его самоделки, творческие работы, которые заботливые мамы собирают со словами «подарим папе, бабуле…» В этом возрасте можно научить языку подарков. Часто родители так любят своего малыша, что не обходится ни дня без подарка, покупки в магазине. Хорошо ли это? Подарок становится символом любви лишь тогда, когда ребёнок видит, что родители о нём действительно заботятся. Часто у родителей не хватает времени, и, чтобы загладить вину, они задаривают ребёнка подарками. Очень быстро все подаренные вещи обесцениваются, так как не имеют под собой чувства. Игрушки уже не вызывают интереса, таких детей ничем нельзя удивить. Вместо отношений у них на первом месте вещи, а вещи сами по себе счастья не приносят. Такие дети кажутся пресыщенными, им скучно. Поэтому подарки делать нужно не часто и всегда со смыслом. Сшитая мамиными рука- ми игрушка может стать для ребёнка намного дороже покупной, если она сделана с любовью.
ШЕСТОЙ ЯЗЫК - ВРЕМЯ
Ребёнок, оторвавшийся немного от мамы, умеющий уже немного занять себя сам, осваивает следующий язык любви. Время, посвящённое только ему - это время нужно использовать так, как хочется именно малышу, рисовать или строить башню, или собирать лего… Это не «я варю, а ты иди поиграй»… Для ребёнка, язык которого время, необходимо как можно больше времени проводить вместе с родителями, чтобы чувствовать себя любимым. Если мама чрезмерно загружена делами и заботами, постоянно спешит, гонит от себя «надоедающего» ребёнка, не в силах поиграть или поговорить с ним, тот со временем решит, что маме просто неприятно и неинтересно его общество. Каким бы напряженным ни был рабочий график, обязательно найдите хотя бы полчаса в день, чтобы пообщаться с ребёнком наедине, отложив на время свои дела и проблемы. По возможности включайте в своё расписание совместные походы в зоопарк, кино, просто короткие прогулки.
СЕДЬМОЙ ЯЗЫК - СЛУЖЕНИЕ, ИЛИ СОВМЕСТНЫЙ ТРУД НА ОБЩЕЕ БЛАГО
Этот язык не очень популярен в современном обществе, но в корнях, у наших предков, у старших, уже ушедших поколений было принято служить ближним, помогать просто так, бескорыстно, делать добрые дела для всех, добровольно. Ребёнок всегда с радостью принимает участие в общих мероприятиях, проводимых семьей. Можно поручить ему часть работы, которая ему по силам, творчески помогая ему справиться лучшим образом, включая его в круг «взрослых» обязанностей, подчеркивая важность его труда для общего дела. Таким образом, у ребёнка будет формироваться чувство ответственности за свой вклад и за общее дело, а также чувство сплоченности и радости от совместного творчества.
Ребёнка ни в коем случае нельзя наказывать на языке любви, являющемся для него основным. Например, если ребёнку важна ласка, прикосновение, его нельзя не то что бить, но даже шлёпать. Это будет для него оскорблением на всю жизнь. Нельзя ставить ребёнка в угол, если язык его любви - время. Нельзя ругать и критиковать, если язык любви ребенка - слова поощрения. Пока ребёнок мал, сложно определить, что ему больше нравится. И всё-таки, если понаблюдать за ним, можно понять, на каком языке он говорит. Мальчик сам использует язык любви папы, а нуждается, ищет язык любви мамы. Девочка - сама говорит на языке любви мамы, а нуждается в языке любви отца. Так мы и вырастаем. Поэтому очень хорошо научить в детстве ребёнка понимать все языки любви, принимать их, разговаривать на всех - чтобы действительно понимать любого человека, партнёра и быть счастливым.
Таисия Голякевич. УИЦ "Фомальгаут". г.Самара