Я постоянно сталкиваюсь с проблемой грамотного распределения нагрузок на ребёнка - так, чтобы развивался и мозг, и тело, и душа. В своём жж я писала об этом, а здесь опубликую выжимки из своих соображений. Сверхновых истин не обещаю, просто делюсь мыслями о том, как сбалансировать увлечения ребёнка и выстроить толковую и эффективную систему его развития.
Анри Матисс "Автопортрет", "Фортепиано"
1. Первое и главное - нужно быть внимательным к своему ребёнку и стараться выбрать те занятия, которые не просто убьют его время и позволят сбросить энергию, но и принесут ему пользу. Звучит простенько и на поверхности. Но часто родители или бабушки руководствуются своими собственными амбициями и желаниями в выборе секций и кружков, либо просто находят, что поближе к дому.
Мне пришлось бороться с собственной инерцией мышления после неудачной попытки отдать своего старшего сына на занятия к своему же бывшему учителю рисования. Тогда я ошибочно предполагала, что если мать-недоучка (то есть, я), любит рисовать, то ребёнок должен любить рисовать априори. И это очень распространенное родительское заблуждение из серии «не можешь - научим, не хочешь - заставим». Но уже на втором уроке у художника выяснилось, что мой сын категорически лишён какого-либо пространственного воображения и умения ровно провести параллельные линии. С рисованием мы покончили навсегда.
2. Второе, не менее распространенное убеждение гласило, что мальчика необходимо учить самозащите. Звучит неплохо. Только без учёта предпочтений ребёнка, вы рискуете, как я, отдать его в первую попавшуюся секцию, ведь она удобно расположена, время занятий совпадает с вашим графиком, а название красиво звучит на слух. А мальчику, возможно, совсем не нравится бить людей по лицу, и самому получать плюхи. Как же - скажут 99% отцов, хорошо помнящих своё детство (и будут правы) - а если во дворе на него нападут злые хулиганы из соседнего двора, и он не сможет постоять сам за себя? Всё так. Но, тем не менее, мальчика нужно не только увлечь каким-то видом спорта и выбрать мало-мальски приятного тренера, но и сделать это в правильный момент, в подходящем возрасте. Слишком маленький и слишком нежный мальчик может на всю жизнь возненавидеть жёсткие и неприятные занятия в холодном неуютном зале из-под папиной палки. Но, грамотный пиар, то есть разговоры и убеждения, вполне может привести его в нужную секцию, - только позже, когда он сам будет к этому готов.
Конечно, лучше хоть что-то, чем ничего, но, тем не менее, время развития у ребёнка - когда он впитывает знания и навыки как губка - ограниченно. И, если вы хотите, чтобы он действительно научился чему-то с пользой для себя, стоит к выбору секций подходить очень тщательно. И дозированно с точки зрения его личных возможностей и желаний выбирать занятия. Потому что можно заниматься всем подряд и остаться дилетантом во всём, а можно добиться в каждом виде спорта и других занятий определённых высот, как моя бывшая коллега Аня, мастер спорта по горным лыжам, обладатель кубка по латинским танцам, дипломированный музыкант и переводчик. Причём, все эти титулы и звания Аня получила в школьное и институтское время - потом началась работа, карьера и на хобби времени уже не было.
3. Третье - важно учитывать здоровье ребёнка. Если он слишком загружен интеллектуально, не стоит добавлять ему умственной нагрузки - разбавьте лучше лёгким и приятным нетравматичным спортом. Я вот стала поклонницей настольного тенниса для детей, просто потому что при хорошей общей физической нагрузке, он еще и тренирует зрение, наблюдательность, реакцию - одновременно разгружая мозг (не в том смысле, что в настольном теннисе не надо думать).
Бывает, что ребёнок, например, вообще не склонен к контактным или командным видам спорта. Если он «индивидуалист», а не «общественник», имеет смысл отдавать его на те занятия, где он сможет развиваться сам или тет-а-тет с тренером - бег, лыжи, сёрфинг, гольф, теннис, плавание. При этом, действовать вопреки желаниям не нужно - если ребёнок опасается воды, не нужно сразу забрасывать его на глубину. Говорю это тоже по опыту: мой старший сын как-то сразу родился амфибией, а вот дочка терпеть не может брызг на голову и в лицо, хотя купаться любит. Поэтому первая же попытка пойти с ней в группу по плаванию закончилась жутким рёвом «я больше никогда туда не пойду-у!».
Но всё-таки есть навыки, которыми жизненно необходимо владеть человеку - плавание я отношу к их числу. Поэтому путём долгого сбора информации мы нашли тренера Кирилла, который занимается с малышами нежнее родной матери. При этом он обладает такими внушительными габаритами, большими руками и уверенным спокойным голосом, что даже я, пожалуй, рискнула бы преодолеть свою фобию к погружению на глубину с его помощью. С Кириллом дочка поплыла моментально, и даже не боялась прыгать с бортика, если знала, что он её поймает.
4. Что ещё, на мой взгляд, необходимо - от слова «обязательно?». Конечно, языки. Английский 100%, а хорошо бы и ещё один язык - пока можно, пока впитывает. Изучение языка, кстати, сейчас та тема, которая требует непосредственного внимания родителя. Если у вас прорва времени и денег, вы можете методом тыка посещать языковые школы одну за другой. Но - и это я узнала недавно - оказывается, очень многие из них нацелены просто на то, чтобы заманить вас внешним антуражем, парой-тройкой носителей языка (часто студентов-недоучек), а знаний отнюдь не гарантируют.
Вообще, я всегда выступала за частные занятия с хорошим репетитором, что называется «кровь из носу». Но, если моему старшему ребёнку повезло, - его репетитор за два года вложила ему в голову такую базу, которая позволила ему получать сейчас параллельно с основным второе языковое образование, - то с дочкой путь наш путь более тернист и мы пока в его начале. Если коротко - то студенты-носители не устроили нас, а практически идеальную, но очень дорогую репетиторшу Катю не устроило наше финансовое положение.
Собственно, поэтому мы и посетили этим летом одну крайне модную языковую школу, куда некоторые богатые родители водят детей годами, - и были крайне разочарованы, обнаружив почти нулевой уровень знаний у одной девочки на третьем году обучения. При этом стоимость школы и её загруженность свидетельствуют о хорошей раскрученности среди родителей.
5. Что касается прочих увлечений - то тут крайне важен баланс между физикой и лирикой, школой и хобби, спортом и музыкой. Для себя я мысленно поделила вменяемое время, которое ребёнок может потратить на учёбу в принципе, на три части. Первая часть - примерно две четверти времени - это школа и уроки. Еще четверть - это что-то для головы и еще четверть - для души и тела. Если для души и тела занятий больше одного (например, танцы и спорт), то надо либо сразу смириться с тем, что ни одно из них не будет серьезным, либо выбрать всё-таки одно - но, например, по очереди. Не параллельное соединение, а последовательное. Скажем, освоив основы хореографии на том уровне, который вы считаете минимально необходимым, переходить к следующему виду занятий. Я, конечно, здесь не говорю о спорте или балете как образе жизни - это совсем другая тема - только об обычных детях, которых не готовят в чемпионы.
Совершенно другая тема - как успеть родителю совместить все эти занятия со своим графиком. Но, разумно распределив интересы ребёнка, можно как минимум избежать бессмысленной траты его и вашего времени. Замечу, что детское время познания предельно сконцентрировано - и сейчас это самый ценный и невосполнимый ресурс.
Спасибо за внимание, ваша Таня Грин:)