Участие малыша в делах по хозяйству: как?

Nov 16, 2010 09:53


Многие мамы, если не большинство, стремятся организовать хозяйственные дела так, чтобы ребенок им не мешал. Готовка, уборка, глажка, стирка (развешивание белья), мытье посуды - самой, когда ребенок не мешает, это сделать быстрее. И все же здесь таится опасность: когда ребенок подрастет и мама захочет поручить ему часть домашних дел (с которыми он точно справится!), она столкнется с его сопротивлением и нежеланием. Поэтому даже с очень маленьким ребенком имеет смысл делать ставку не на "быстрее", а на "вместе".
Почему?
До трех лет ребенка увлекает все, что делают взрослые, и приобщение к их делам в большинстве случаев воспринимается как особая привилегия, подарок. Только становясь старше, Ваш сын или дочь может решить, что какие-то взрослые дела неприятны или неинтересны. Малышу же интересно все. Итак, имеем мощный стимул у нашего маленького помощника - интерес.
От года до трех познание мира и развитие психики ребенка происходит через взаимодействие с предметами. Чем больше разных свойств предметов он узнает в этот период, чем больше различных действий освоит - тем полезнее. Ни для одной мамы не секрет, что лучшие игрушки для полуторогодовалых шилопопов - это домашняя утварь и прочие "неигрушечные" предметы. Да и про развитие мелкой моторики и ее значение для развития речи много говорится. А от перебирания фасоли, перед тем, как насыпать ее в суп, или раскатывания теста эффект не хуже, чем от специально подобранных пальчиковых игр! Получаем веский повод приобщать к домашним делам: полезно для развития.
Также важный для развития ребенка момент: при выполнении домашних дел ребенок может увидеть родителей в разных ролях, которые потом позволят ему играть в "поваров", "слесарей", "садоводов" и другие ролевые игры с пониманием, что стоит за этими ролями. Да и понимание роли "мамы"/"папы", "хозяина"/"хозяйки" становится богаче и разнообразнее. Кроме полезности для развития и становления личности, эти знания в дальнейшем позволят ребенку дольше играть самостоятельно (больше вариантов игр). 
Еще одна важная причина - когда домашние дела, повседневные рутины делаются вместе с ребенком, то это активное и полезное общение друг с другом. А уж когда в таком деле участвует вся семья - это лучший фундамент для укрепления отношений. Даже если предыдущие доводы кажутся вам слабыми, совместное времяпровождение всей семьи необходимо - не только в плане отдыха-досуга, но и в полезных делах.
Ну и последний аргумент: уже от годовалого ребенка можно получить реальную помощь! Конечно, если правильно рассчитать его возможности.
Так как же приобщать малыша к домашним делам?
Расскажу о своем опыте, моему сыну сейчас без месяца три года. Буду рада, если вы тоже поделитесь своим опытом приобщения детей к хозяйству.
Уборка: самое простое - выкидывать мусор. Окологодовалый малыш уже с удовольствием тащит к мусоному ведру свой использованный подгузник (главное, завернуть так, чтобы не испачкался). Я давала выкидывать и бумажки. Дать поводить пылесосом, достать-собрать пылесос, вытащить-убрать шнур (сколько восторга!). Вытереть за собой лужу. Вытереть пыль тряпочкой. Собрать раскиданые игрушки в ящик (лучше всего преподнести это как игру). После полутора очень любит подметать (это делаем вместе).
Стирка: включить машинку (только под присмотром взрослого), отнести грязные вещи в машинку/корзину для белья, достать постиранное белье из машинки. С полутора лет мы с сыном развешиваем белье вместе, он подает, я вешаю, и к двум годам он уже точно знал, как называются разные предметы одежды, а в два с половиной еще и точно определял, чьи это футболки/носки/шорты.
Глажка: я даю сыну поводить по белью выключенным утюгом, забирать выглаженную вещь и приносить новую. Но в целом глажка у нас в доме - на папе, поэтому глажкой вместе мы занимаемся редко.
Готовка: в нашей семье повелось готовить вместе, особенно ужины. До года сын просто присутствовал на кухне, время от времени я ему выдавала что-то из кухонной утвари или фасоль/чечевицу/горох/макароны поперебирать. Вместе с папой, где-то с года, он начал резать овощи для салата. Ближе к двум вполне справлялся с нарезкой огурчика самостоятельно (острым ножом, на доске, мы при этом уже только поглядывали, не контролировали). Любимое развлечение, примерно раз в месяц - опять же, с папой - перекручивать мясо в фарш на мясорубке. Так же с удовольствием трет морковку, сыр на электрической терке. Включает кухонный комбайн. Вместе готовим тесто: я отмеряю муку/сахар, он насыпает. Разбивает яйца. Раскатывает тесто скалкой. Не очень любит лепить из теста (другим детям это нравится больше), но рогалики лепит с удовольствием.
Еще он с удовольствием "моет" посуду.
Ремонтные работы: подает папе лампочку для замены (был период, когда бежал-показывал перегоревшие лампочки). Управляется с шуруповертом (игрушечный тоже есть, но настоящим прикрутить что-то намного интереснее!). Подает молоток/плоскогубцы/шурупы. Вчера орудовали вместе с папой гаечным ключом - ремонтировали ножку у банкетки. В полтора помогал мне раскатывать-отмерять полосы обоев. Подклеивать вместе сломаные игрушки тоже очень любит. Магниты в магнитные буквы/цифры вставляли все втроем...
И так далее...

занятия с детьми, уборка, копилка идей, кухня, полезное, мотивация

Previous post Next post
Up