Хотим ли мы, чтобы дети выросли организованными, ответственными, способными ставить цели и их достигать? Многим, если не всем родителям этого бы хотелось.
Можем ли мы помочь нашим детям в этом? Думаю, можем.
Мне близка точка зрения, что маленьким детям важен режим не только с физиологической точки зрения, но и с точки зрения правильного развития нервной системы. Структурированное время - это опора для психики ребенка (и, кстати, не только ребенка, но и взрослого) в нашем сложном мире. Если кто-то готов поделиться результатами исследований, которые бы подтверждали обратное, с интересом ознакомлюсь.
В данном случае речь идет не о периоде новорожденности, когда кормление по требованию, сон - как кому повезет и т.д. Это период адаптации и пытаться навязывать ребенку режим сложно и не нужно. Но как только вы почувствовали, что у ребенка начинает вырабатывается определенная частота кормлений, режим сна и бодрствования, можно начинать приучать ребенка к режиму. У детей до года режим будет меняться примерно раз в 2-3 месяца. Наши беременные участницы, будьте готовы к тому, чтобы гибко и проактивно на это реагировать. Бывают моменты, когда вот уже вроде все наладилось, ты подстроился под режим ребенка, жизнь потекла своим чередом. А тут раз! И вместо трех дневных снов остается только 2, начинаем все с начала :-).
Но период до года ребенка очень короток по сравнению с тем, что впереди. А чем дальше, тем важнее приучать ребенка к порядку, к осознанию времени, к соблюдению режима. Для ребенка можно и нужно превратить это в веселую игру. Режим можно оформить в виде плаката с картинками (водные процедуры, завтрак, прогулка, обед, сон, занятия и т.д.). Каждый раз обращать внимание ребенка на соблюдение последовательности действий, отмечать галочками пройденные этапы. Мамы, которые это уже делают, пожалуйста, поделитесь!
Ребенку постарше можно начинать прививать навыки планирования. У меня есть подруга, ее младшей дочке 5 лет. Каждый вечер перед сном девочка по собственной инициативе составляет план на следующий день - какие книжки она будет читать, какой рисунок рисовать, на какие занятия пойдет и т.д. И наступающий день с удовольствием проживает по своему плану, отмечая галочками сделанное. (мы эту статью давали на одном из тренингов и участники искренне пожалели эту девочку, мол у нее нет детства, ее ждет разочарование в жизни, когда не все пункты плана она сможет выполнить и т.д. Ничего не могу сказать ни "за" ни "против", но в данный момент это очень счастливый ребенок, с удовольтвием занимающийся тем, что ей интересно и понятие о правильной организации времени у нее уже есть)
Подобная практика помогает ребенку ценить время, осознанно подходить к своим занятиям, приучает к организованности.
Приучая ребенка к тайм-менеджменту, вы инвестируете время в обучение и соблюдение режима и пожинаете полоды в будущем в виде помощи, успешной учебы, нацеленности ребенка на результат, осмысленности и самостоятельности.
Очень полезную статью написала наша участница
sv_first "
Взрослые игры для малышей, или Тайм-менеджмент в младших классах". Это готовое руководство к действию, причем для разных возрастов ребенка. Светлана также дает ссылку на статью Виталия Королева
«Тайм-менеджмент детям: история одной игры», о том как папа прививал дочке навыки тайм-менеджмента. Автор также делится своим бланком планирования.
Есть такое реалити-шоу «Няня по вызову» (
Take Nanny Home) . Семьи, в которых несколько детей и серьезные проблемы с ним (например, дети не слушаютсяь, капризничают, воюют и прирекаются с родителями и т.д.), вызывают к себе профессиональную няню Энни на 4 дня и она за 4! наводит порядок. Какой чудодейственный способ она применяет? Вот несколько слагаемых ее успеха:
1) режим дня, записанный на плакате, обязательный для соблюдения и родителями и детьми
2) отход ко сну в строго определенное время и по определенному ритуалу (самое трудное, тут родителям всегда приходится проявить терпение)
3) 5-7 простых правил, обязательных для соблюдения всеми членами семьи (например, слушать друг друга или не ругаться). Правила записываются и вывешиваются на видное место, например, холодильник. Каждый раз, когда кто-то не выполняет правило - идут к холодильнику и перечитывают правило.
Конечно, это все таки шоу, возможно, не все так радужно, как показывают, но то, что это работает - сомнений нет.
Если у кого-то идет этот канал, рекомендуем хотя бы несколько серий посмотреть.
Рекомендуем приобрести и взять на вооружение
«7 навыков активных детей» Ш.Кови, в оригинале «7 habits of happy kids» (почему-то в русском переводе happy (счастливые) заменили на активные). Книга написана в форме сказки, с интересными картинками именно для детей.
Поделитесь, пожалуйста, своим опытом приучения ребенка к режиму и организации времени. Если есть какие-то наработки по визуализации режима (примеры настенных режимов) - поделитесь! Если встречали интересные материалы на эту тему - тоже делитесь!
В следующем посте обнародую хорошую статью о приучении ребенка к понятию времени.
(с) Алёна Мороз.
uspevai_s_detmi