Напоминаю, что с 19 января по сегодняшний день мы читали 6глав книги Яны Франк «Муза и Чудовище».
Давайте резюмируем, что зацепило в этих главах и что мы можем начать воплощать.
Во-первых, почему Яне Франк можно верить? Во вступлении и первой главе Яна подробно рассказывает свою историю и каким был ее путь к той системе, о которой идет речь в книге. Для тех, кто книгу «читает с наших слов» :-), Яна - дизайнер и креативный директор, автор книг по дизайну, при этом она ведет домашнее хозяйство и растит сына. Трудность ее ситуации в том, что в 2003 г. она заболела раком, перенесла несколько операций, химиотерапию и после этого смогла вернуться к работе и наладить определенный жизненный ритм, в котором она успевает поддерживать быт, издавать книги, работать арт-директором, проводить воркшопы, и все это несмотря на периодические ухудшения здоровья и госпитализации.
Важный вывод Яны, в управлении временем есть параметр -физические возможности. «Я поняла, что для некоторых видов деятельности нужны не только время, вдохновение и идеи -нужен минимальный запас энергии и здоровья.» Даже здоровый человек недолжен игнорировать этот фактор.
Глава 2. Во всем виноват порядок?
Эта глава посвящена исследованию, существует ли какая-то магическая связь между беспорядком и музой. Яна пришла к выводу, что никакой связи нет. Проблема в том, что творческие люди (и не только :-)) не хотят тратить время на наведение порядка, считая, что тем самым уделяют больше времени важным делам. Из-за этого беспорядок разрастается до таких размеров, что сама мысль о том, чтобы его навести вызывает ужас. И на разгребание завалов требуется очень много времени. В тоже время работа в захламленном помещении убивает вдохновение.
Яна приводит реальные примеры, сколько часов теряется на бесплодные поиски вещей в беспорядке и на борьбу с ним, если все запустить.
Беспорядок опасен не только в вещах, но и в делах и проектах. Выход - разгрузить голову и все записывать. Несмотря на то, что творческие натуры бунтуют, когда речь заходит о списках, никто еще не придумал более действенного инструмента держать все под контролем.
«Порядок в делах нужен не для того, чтобы как раб выполнять все пункты из списка подряд в минимально благоприятных условиях, а для того, чтобы больше о них не думать. Записанное на бумаге можно выбросить из головы. План можно менять по мере выполнения, главное, чтобы он был.»
Необходимое действие: внедрять рутины и следить за поддержанием порядка. Это намного эффективнее и экономичнее с точки зрения сил и времени.
Глава 3. Во всем виноват сон?
Очень полезная глава для тех, кто думает, что только урезав сон можно справиться со всеми делами. Интересный факт «известно, что большинство пробовавших сократить время сна до 4-х часов в сутки бросали эксперимент через 1-2 года, потому что им стало нечего делать в освободившиеся часы».
«Сокращение фазы сна - дело тонкое и опасное. Чтобы регулярно высыпаться за 3-4 часа в сутки, нужно быть очень дисциплинированным ивыполнять множество правил! Любое отступление может привести к нарушениям снаили серьезным психическим расстройствам. Но главное - в абсолютном большинствеслучаев в этом нет необходимости».
Как же не обкрадывать свой сон? Фиксировать, на что уходитвремя и искать, куда утечки. За счет устранения утечек можно «найти» несколькочасов в сутки.
Необходимое действие: вести хронометраж (о деталях ниже)
Глава 4. Во всем виноват отдых?
Вывод Яны - отдых не виноват! Отдых повышает продуктивность.
«Опыт показал, что, отработав 24 часа без перерыва, человек в среднем успевает немногим больше, чем если бы он очень собранно и продуктивно поработал дважды по 8 часов, между этим хорошо отдохнув и поспав».
«Когда врем учтено, «утечки» найдены, эффективность растет, в день удается вместить все больше и больше дел и, казалось бы, должно стать легче, жизнь начинает казаться человеку адом.»
«Учет времени нужен не для того, чтобы все успеть, а для того, чтобы осознать. Трезво увидеть свои возможности такими, какие они есть на самом деле»
Необходимое действие: обеспечивать себе качественный отдых, чтобы не превращаться в загнанного зверя. Вести учет времени, чтобы не переоценивать свои возможности.
Глава 5. Найти потерянное время
Яна подробно описывает процедуру хронометража. Откуда у нее возникла эта идея? После прочтения книги Гранина «Эта странная жизнь». В книге речь идет об ученом Александре Любищеве, который 56 лет записывал все, что он делает с интервалом до 15 минут. В преклонном возрасте он сказал, что прожил всю жизнь с ощущением, будто у него достаточно времени. В современном тайм-менеджменте хронометраж является классическим и одним из самых действенных инструментов.
НЕ важно в какой форме вы будете вести учет времени (в компьютере, в ежедневнике, на листочке бумаги). Главное, чтобы учтены были все значительные и незначительные дела и в сумме у вас получалось 24 часа. А если24 часа не получилось, значит нужно искать «утечки».
В хронометраже не достаточно просто написать «4 часа -работа». Работа всегда состоит из каких-то элементов (просмотр почты, звонки, планирование, изучение чего-то, поиск чего-то). Важно выделять все эти смысловые единицы дела и фиксировать время на каждую.
Яна пишет, что занявшись хронометражем, она выявила несколько сортов «пожирателей сил и времени» и попыталась разобраться с каждым.
Необходимое действие: начинаем вести хронометраж. Так уж совпало, что на тренинге, который я сейчас веду эта неделя объявлена неделей хронометража. Чтобы поддержать участников, я тоже начала вести хронометраж. Поскольку я уже тренированная (опыт хронометража был), то каких-то глобальных утечек я не обнаружила, но зато четко увидела, сколько у меня в день уходит на работу (оказалось, больше, чем я думала), на занятия с дочкой (маловато, нужно добавить), на рутины и т.д. Выводы для себя сделала, хронометраж веду дальше.
Глава 6. Список рутин
Мы уже подробно разбирали эту тему в сообществе (
тут,
тут и
тут). В своем первом посте про рутины я как раз ссылалась на Яну. Так что основные моменты про рутины мы уже знаем.
В разрезе творческой работы Яна рекомендует отделить от собственно работы рутины. Например, отделить мытье кистей от рисования. В список рутин добавить мелкие творческие задачи (обновление странички, запись в блог и т.д.)
Трудности с рутинами, с которыми столкнулась Яна: «во-первых, оказалось, что я не могу ничего выполнять по списку, если не ношу все время при себе этот список. Во-вторых, оказалось, что некоторые рутинные задания я выполняю очень редко - не потому, что я их забываю, а потому, что я их ненавижу».
Необходимое действие: выделить рутины из всех рабочих и творческих процессов , составить список рутин, держать его на видном месте или носить с собой и планомерно внедрять в жизнь.
Задания на неделю.
1. Хронометраж - ведем, записываем и через неделю отчитываемся в этой записи, какие открытия вы для себя сделали? Нашли ли какие-то утечки? Как обстоят дела со сном и отдыхом? Какие выводы для себя сделали и какой план действий?
2. Учимся не держать в голове, а записывать. Попробуйте в течение недели все ценные мысли на тему "а хорошо бы то-то и то-то сделать" сразу фиксировать на бумаге.
3. Рутины - обдумываем, какие дела можно перенести в разряд рутин. Создаем свой список рутин и начинаем с ним работать. Поделитесь, появились ли идеи на счет новых рутин, которые выделились из других процессов?
4. Читаем главу 7-12. У нас уже есть доброволец, кто будет освещать эти главы в следующую среду (2 февраля).
А пока поделитесь, пожалуйста, какие важные моменты вы вынесли для себя из прочитанных глав?
Появилось ли ощущение - вот тут я делаю неправильно?
Какие действия вы уже предприняли, прочитав 6 глав?
Если вы хотите получать уведомление на имейл о каждой новой записи проета "Читаем и воплощам", подпишитесь на рассылку