Просто о тайм-менеджменте. Урок 1. Определения

Apr 05, 2011 00:55



Начинаем нашу неделю «Просто о тайм-менеджменте»

Неделю проведу с вами я, Алёна Мороз, тренер-консультант по тайм-менеджменту, автор проекта и сообщества «Успевай с детьми!».

Кто не видел анонс, повторюсь, что эта неделя будет своего рода тайм-менеджерским ликбезом. Те, кто знает Д.Аллена, читал хотя бы одну книгу Г.Архангельского, знаком с 7 навыками, скорее всего, нового могут для себя и не найти, хотя, возможно, структурируют уже имеющиеся знания. Также приглашаю любителей ТМ поучаствовать в нашей неделе, поделиться своим успешным опытом, мыслями о роли ТМ в жизни, задать своим вопросы мне и участникам сообщества.

Задачи нашей недели:

1)    четко уяснить, что же такое тайм-менеджмент (ТМ)

2)    развеять распространенные мифы о ТМ

3)    сориентироваться в потоке литературы по тайм-менеджменту

4)    узнать об основных элементах тайм-менеджмента

5)    наметить индивидуальный план действий


Сегодня поговорим о том, что же такое тайм-менеджмент (ТМ) и какие 4 уровня (поколения) ТМ существуют на сегодняшний день.

Вот, что нам говорит о ТМ Википедия:

Управление временем (тайм-менеджмент, time management, организация времени) - это технология организации времени и повышения эффективности его использования. В некотором роде это не столько набор техник, сколько стиль жизни и философия ценности времени в быстром потоке информации и постоянно меняющемся мире.

Это очень емкое определение. Обратите внимание на вторую часть определения:

ТМ - это не столько набор техник, сколько стиль жизни и философия ценности времени в быстром потоке информации и постоянно меняющемся мире.

Многие мифы о тайм-менеджменте (о которых мы поговорим завтра) рождаются от того, что ТМ воспринимается как раз как набор техник или инструментов.

Посмотрим, какие еще определения ТМ встречаются:

«Тайм-менеджмент - искусство эффективной организации времени. Задачи тайм-менеджмента - помочь человеку организовать свое время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей. Успевать больше, уставая меньше. Выбраться из рутины мелких и неважных дел и высвободить время для самого главного и важного в жизни.»

В этом определении ключевые моменты:

ТМ - это искусство (а не технология, не инструменты, не техники). ТМ позволяется найти время для самого важного в жизни

А вот пример не очень удачного определения:

«Тайм-менеджмент или управление временем - это планирование и заполнение времени наиболее рациональным способом для достижения целей.»

Это определение ставит знак равенства между планированием и тайм-менеджментом, хотя как видно из первых определений, это слишком узкое понимание ТМ. Кроме того, в определении нет ни слова о жизни, только о целях.

Термин «управление временем», хотя и общепринят, но если вдуматься, не совсем корректный. Время течет без нашего участия, а управляем мы не временем, а собой.

Стивен Кови в книге «7 навыков эффективных людей» выделяет 4 уровня управления временем:

1 - Записки, памятки, списки
2 - Календари, ежедневники
3-  Постановка целей и планирование на основе расстановки ПРИОРИТЕТОВ
4 - Управление собой и своей жизнью

Первые 3 уровня фокусируются на действиях и времени. В то время, как ТМ 4-го уровня фокусируется на сохранении и развитии отношений и на достижении результатов.

Суть 4-го уровня управления временем иллюстрирует базовая модель тайм-менджмента - матрица Эйзенхауера. Подробно о матрице.

Не обязательно проходить все уровни, чтобы выйти на 4-й и начать эффективно управлять своей жизнью. Можно сразу изучать комплексный подход 4-го уровня (7 навыков) и учиться применять его.

Однако, если стоит вопрос «с чего начать?», то написание списка дел, которые уже давно пора было сделать - шаг в нужном направлении.

Выводы сегодняшнего урока:

1)    ТМ - это философия ценности времени, это искусство, а не набор техник и инструментов

2)    ТМ - это управление не временем, а собой

3)    Наибольшую эффективность имеет ТМ 4-го поколения, который фокусируется на развитии отношений и на достижении результатов

Завтра поговорим о мифах и легендах о тайм-менеджменте.

Вопрос дня:

Подумайте и вспомните человека (кого-то из близких, коллегу, друга, подругу, даже литературного персонажа или киногероя) который, по вашему мнению, «является хорошим тайм-менеджером Перечислите в комментариях несколько черт характера или поведения этого человека, которые позволяют вам считать, что с управлением временем у него (нее) все в порядке.

тайм-менеджмент, тренинг

Previous post Next post
Up