Пиво поминается в Типиконе лишь один раз -- в навечерие Рождества: "И входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу Божию: в неимущих же странах пием пиво" (глава 48, 25 декабря, 2-е "зри"). В принципе, это указание Типика можно рассматривать как общее решение: где есть разрешение на вино, но нет самого вина (по каким-то причинам), можно пиво.
Интересно, что может пониматься в Типиконе под словом "пиво"? А вот ещё из Типикона, на тему "неимущих стран". Глава 49: "А идеже вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита". Интересно ещё там же, в среду 5-я седмицы вечера: "На трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бденнаго, хотящаго быти: Внимающии же спастися, воздержанию прилежат: Множайшии же посту нелицемерну". Это что значит?
А в этом уставном указании слово "пиво" означает "пиво" в современном значении этого слова, а не просто "питие"? Ср. Пасхальный канон: "Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемо..." - никто, вроде бы, не говорит, что из камене было чудодеемо то, что мы сейчас понимаем под словом "пиво".
Не только. Навскидку, в четверток 5-й седмицы поста (на Мариино стояние): "На трапезе же ядим елей и вино пием", в Великий Четверг: "Таже входим в трапезу, и ядим варение с елеем, пием же и вино", в Великую Субботу: "И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба: якоже бы просфоры на то уготовлены, в пол литры хлебы, умерены равны, и по 6 смоквий или фиников, и по единей мерней чаши вина". Может и еще какие дни обрящутся.
Самуэль Коллинз, англичанин, обретавшийся при дворе царя Алексея Михайловича, отмечал в своих записках: "Великим постом царь Алексей обедал только по три раза в неделю, а именно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива... ни один монах не превзойдет его в строгости постничества".
Выходит что великий постник Алексей Михайлович пил пиво в пост?
Думаю, что именно в этом месте Типика имеется в виду пиво как алкогольный напиток. Иначе какой смысл его сопоставлять именно с вином? И к чему упоминание "неимущих стран"? Известно ведь, что пиво тем распространеннее, чем сложнее в конкретных климатических условиях выращивать виноград. А вот в пасхальном каноне, скорее всего, да, питие. Но и тут с пониманием не все так просто -- в греч. тексте πόμα, а оно может означать как "напиток, питье" (в более узком смысле "влага, вода", к чему и отсылает аллюзия на Числ. 20:11), так и "виноградный сок, вино", а то и просто "попойка". Так что я бы не стал зарекаться от "алкогольного" прочтения пасхального ирмоса :)
Самуэль Коллинз, англичанин, обретавшийся при дворе царя Алексея Михайловича, отмечал в своих записках: "Великим постом царь Алексей обедал только по три раза в неделю, а именно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива... ни один монах не превзойдет его в строгости постничества".
Выходит что великий постник Алексей Михайлович пил пиво в пост?
В принципе, это указание Типика можно рассматривать как общее решение: где есть разрешение на вино, но нет самого вина (по каким-то причинам), можно пиво.
Reply
В другие дни нельзя.
Я правильно понимаю?
Reply
Reply
Reply
А вот ещё из Типикона, на тему "неимущих стран". Глава 49:
"А идеже вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита".
Интересно ещё там же, в среду 5-я седмицы вечера:
"На трапезе разрешаем на елей, и вина причащаемся труда ради бденнаго, хотящаго быти: Внимающии же спастися, воздержанию прилежат: Множайшии же посту нелицемерну".
Это что значит?
Reply
У Вас есть версии?
Reply
Reply
Reply
Логично сравнить пиво с вином, потому что и то и другое не крепкие напитки
С другой стороны все же они отличаются крепостью. Вино в среднем 13-14 градусов (сухое вино, десертное еще крепче).
А вот пиво 3-6 градусов. Обычное пиво конечно.
Reply
Кроме того, бывает вино и в 9,5 градусов - например, Рислинг или Гевюрцтраминер, а по крепости это к пиву уже приближается.
Reply
Reply
Reply
Выходит что великий постник Алексей Михайлович пил пиво в пост?
Reply
А вот в пасхальном каноне, скорее всего, да, питие. Но и тут с пониманием не все так просто -- в греч. тексте πόμα, а оно может означать как "напиток, питье" (в более узком смысле "влага, вода", к чему и отсылает аллюзия на Числ. 20:11), так и "виноградный сок, вино", а то и просто "попойка". Так что я бы не стал зарекаться от "алкогольного" прочтения пасхального ирмоса :)
Reply
Выходит что великий постник Алексей Михайлович пил пиво в пост?
Или полпива это что-то другое?
Reply
Reply
Leave a comment