К вопросу об исповеди

Oct 17, 2013 20:30

Несколько месяцев назад я написал об исповеди http://ustav.livejournal.com/1128451.html. Поскольку эта тема не потеряла актуальности, то хочу еще раз к ней вернуться. К этому меня побудили некоторые отзывы на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», а так же беседа игумена Нектария http://www.pravoslavie.ru/put/64899.htm

В некоторых отзывах на проект содержится приблизительно такая мысль: исповедь в древней Церкви была публичной, человек исповедовался перед священником и всей общиной, но только в тяжких грехах и поэтому редко. Традиция частой исповеди возникла недавно и преимущественно в России, но если человек ведет церковную жизнь, т.е. регулярно ходит в храм, молится, часто причащается (чаще, чем один раз в месяц), то ему нет необходимости часто исповедоваться или исповедоваться перед каждым причастием (конечно, если он желает исповедоваться часто, пожалуйста), а достаточно исповедоваться лишь раз в месяц (чуть реже или чаще)…
Возникает вопрос: а почему именно раз в месяц (или в какой-то другой срок) и в чем именно надо исповедоваться? Если в древней Церкви перед священником (и общиной) исповедовались только в тяжких грехах, значит, в более мелких грехах либо вообще не исповедовались, либо исповедовались посредством личной молитвы, но тогда зачем же в наше время нужно в них исповедоваться перед священником хотя бы раз в месяц? Или когда речь идет об исповеди раз в месяц, то подразумевается исповедь в тяжких грехах? Но тогда почему только раз в месяц, откуда такая уверенность, что человек за месяц (или за другой какой-то срок) обязательно должен совершить хоть один тяжкий грех, а если он его не совершит не только за месяц, но и за год, то тогда как быть? И если под исповедью раз в месяц подразумевается исповедь в тяжком грехе, то как же тогда быть с причастием, можно ли причащаться тем, кто имеет неисповеданный тяжкий грех? Если нельзя, то зачем тогда говорить о возможности причастия без исповеди, а так же о каких-то конкретных сроках от исповеди до исповеди, не лучше ли тогда сказать, что исповедь должна быть по мере совершения человеком тяжкого греха. Но тогда как быть, если человек вообще не совершает тяжких грехов (ведь может же такое быть), тогда ему вообще можно не исповедоваться? Если же под исповедью раз в месяц подразумевается исповедь в обычных мелких повседневных грешках, то опять-таки непонятно, зачем в них нужно исповедоваться раз в месяц, если весь месяц с ними можно совершенно спокойно жить и даже причащаться? Получается так: в древней Церкви в мелких грехах перед священником не исповедовались, причастию они не мешают, но нужно обязательно раз в месяц (чаще, реже) придти и в них отчитаться, но зачем? В общем, довольно странно выглядит позиция тех, кто говорит, что нужно исповедоваться перед священником хотя бы раз в месяц (или в какой-то иной срок). Либо надо сказать, что исповедоваться перед священником нужно вообще во всех грехах, как в тяжких, так и в мелких, как можно чаще и обязательно перед причастием, либо надо сказать, что исповедоваться нужно только в тяжких грехах по мере их совершения, но тогда как быть тем, кто их не совершает?

Теперь перейдем к игумену Нектарию. Подробно все разбирать не буду, а приведу всего лишь одну маленькую цитату.
Игумен Нектарий: «Если же человек перед иконой покаялся в каких-то грехах и на исповеди о них потом не сказал, то это, конечно, неправильно»

Из этих и из других слов игумена Нектария видно, что он считает, что прощение грехов и примирение с Богом наступает только после того, как человек исповедует грехи священнику. Но возникает вопрос, а зачем же тогда вообще существуют личные покаянные молитвы, в которых человек просит Бога о прощении своих грехов? Если человек с сокрушением помолится такими молитвами, то его грех ему все равно не будет прощен? Игумен Нектарий считает, что не будет, а так же считает, что в каждом грехе, даже в самом незначительном, нужно обязательно исповедоваться перед священником и как можно быстрее.
Но на чем основано такое мнение? Ведь тексты наших молитв скорее свидетельствуют об обратном, т.е. о том, что Бог может простить человеку его грех тогда, когда человек обратится к Богу с покаянной молитвой, а не только тогда, когда человек исповедуется перед священником. Например:
5-я утренняя молитва св. Василия Великого: Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время&... и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами...
1-я вечерняя молитва святого Макария Великого: Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением...
3-я вечерняя молитва ко Пресвятому духу: Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь...
4-я вечерняя молитва святого Макария Великого: Прости моя согрешения, едине Безгрешне, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы...
5-я вечерняя молитва: Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми...

Из этих текстов хорошо видно, что мы просим Бога простить нам наши грехи не тогда, когда мы будем исповедовать их перед священником, а прямо сейчас, т.е. тогда, когда мы об этом молимся, но прощает ли нам Бог их? Игумен Нектарий считает, что нет. Но если Бог не прощает нам те грехи, о прощении которых мы просим Его во время личной молитвы, то тогда зачем же вообще Ему об этом молиться и Его об этом просить? Ведь это же абсурд!!! Знать, что посредством личной молитвы грехи не прощаются, но все равно молить и просить Бога об этом! Но не думаю, что св. отцы, которые составили наши молитвы и которые сами ими молились, занимались абсурдом. Если они так молились, то чувствовали и были уверены в том, что прощаются не только те грехи, которые исповеданы перед священником, но и те, которые исповеданы посредством личной молитвы, иначе бы так не молились. И думаю, что то же самое чувствует и любой православный христианин, который усердно и с сокрушением молится о прощении своих грехов. Возможно, что именно поэтому и возникает такое чувство, что не в чем исповедоваться. Это чувство возникает не потому, что у человека нет грехов, и он стал чист и свят, а потому, что он в них уже исповедовался посредством личной молитвы и получил прощение и примирение с Богом, которое чувствует в своей душе. Но тогда получается довольно нелепая картина: человек в личных молитвах исповедует свои грехи и просит Бога об их прощении, чувствует, что прощение получено, но ему говорят, что этого недостаточно, а чтобы получить прощение нужно обязательно сходить на исповедь и еще раз покаяться перед священником в том, в чем ты уже покаялся перед Богом во время личной молитвы, иначе прощения не будет... По-моему, такая духовная практика выглядит очень странно. Надо либо признать, что прощения грехов посредством личной молитвы быть не может (но тогда зачем вообще нужны личные покаянные молитвы), либо признать, что грех может быть прощен посредством личной молитвы, но тогда зачем его нужно повторять на исповеди?
Разумеется, речь идет только о тех людях, которые уже долго ходят в храм, живут церковной жизнью и не совершают тяжких грехов, а не о тех, кто только начинает ходить в Церковь. Тем, кто делает в Церкви первые шаги и только начинает исповедоваться и жить церковной жизнью, надо исповедоваться перед священником, как и совершим тяжкие грехи. Но зачем это нужно делать тому, кто уже много лет ходит в храм, регулярно молится и не совершает никаких тяжких грехов, а все те грехи, какие у него есть, он итак каждый день исповедует Богу в личной молитве.
Previous post Next post
Up