Dec 07, 2021 10:49
Приветствую!
В ноябрьской коричневой минее, на праздник Входа Пресвятой Богородицы к катавасии на 9 песни, указан припев первого канона 4 гл. Есть ли обьяснение такому нарушению естественного порядка, когда ирмосу предшествует припев соответствуюшего ему гласа? Почему, вдруг, к ирмосу 1 гл. поется припев 4 гл.? Так ли дела обстоят и в прочих
богослужение: состав и особенности,
церковное пение
Leave a comment
Comments 29
Reply
Reply
Я здесь сканы смотрел, лист рче, страница в файле 391.
Это если разговор о "коричневой минее", может не о минее разговор?
Reply
Кстати, для других великих праздников, в тех же коричневых минеях, на 9 песни припевы к катавасиям следуют в обычном порядке: припев 1 канона к своему ирмосу, припев 2 канона - к своему. А здесь-то почему наоборот?
Reply
Reply
Насчет удобства/неудобства - вопрос вовсе не в возможности технического исполнения данных указаний минеи. Как Вы знаете, в византийской традиции поется не только ирмос, но все тропари канона.Так вот, в процессе исполнения ирмоса и тропарей с соответствующими им припевами, в данном случае 1 гл., вдруг, вклинивается единственный, ни с чем не связанный, чуждый по гармоническому строю (и эмоциональной окраске) припев другого канона 4 гласа, после которого, как ни в чем не бывало продолжаем весело 1 глас, катавасию. И, повторюсь, трудность не в исполнении, а скорее в понимании, что тут произошло и зачем оно надо было.
Reply
Так объяснение-о как раз и состоит в том, что катавасия с припевом не связан. потому что катавасией очень часто является ирмос не читавшегося только что канона - и глас его теоретически может быть любым. То, что в данном случае глас второго канона и катавасии совпал - чистая случайность.
> принцип соответствия гласа припева и ирмоса прослеживается
Припева и ирмоса одного и того же канона! Катавасия - другой канон!
Reply
Вот почему катавасии по 9й песни предшествует на праздничной службе припев? На воскресной - нет, по последнем тропаре сразу поем катавасию. Да еще и отдельно регламентируется, какой именно припев.
В старопечатных книгах довольно интересная логика прослеживается (во всех ли службах-не знаю). Вот на Введение- спели 2й канон. Его припев - и катавасия на тот же глас. А потом ЗАДОСТОЙНИК! Т. е. припев 1го канона и ирмос его 9й песни. Именно через эту особенность службы можно объяснить, почему задостойником часто должен быть ирмос именно 1го канона, как, кажется, и есть в лаврских обиходах. А в современных печатных книгах урезаный вариант, возможно, потому, что ко времени книжной справы 17 века певческая традиция, известная справщикам, была уже совсем другой...
Reply
В минее 1610 г., например, не так. Там на 9й песни: 1й лик поет "Величай, душе моя" и "Таинство странно...", а 2й - "Ангели введение..." и "Яко одушевленну... ".
И в "Анфологион" 1619 г. (Киев) 1й лик поет припев 2го канона и с ним катавасию, а 2й лик" Ангели вхождение"и" Яко одушевленному..."
https://lib-fond.ru/lib-rgb/mk-rgb/anfologion-kiev/#image-228
Т. е., действительно, в некоторых старопечатных книгах (во всех ли?) соблюдался принцип соответствия гласа припева и ирмоса, хотя в тексте глас к припеву и не указывался.
В современной редакции богослужебных книг такого соответствия нет (хотя по всем праздникам не проверял). Самый яркий пример-Преображение. Припев вообще один. 1й канон 4го гласа, 2й 8го и катавасия 8го (со старопечатными не сравнивал).
Reply
Reply
Глас указывается в начале канона и относится ко всем его частям - ирмосам, запевам и тропарям. Вы видели когда-нибудь, чтобы отдельно указывался глас ирмосов и глач тропарей? Ну, а почему же тогда ждать этого отдельно для припевов?
Reply
Хотя до данной темы ни разу не осознавал запевы как гласовые песнопения)
Reply
Leave a comment