Leave a comment

Comments 6

psalomshchik December 12 2022, 01:59:13 UTC

Возможно, канонисты меня поправят, я не претендую на истину последней инстанции.

> иеродиакон исчезает из нашего монастыря, не оповестив никого, не взяв отпускную и пр., и появляется в раскольническом монастыре греков-старостильников.
> или, в 18-19 вв поп из РПЦ уходит к беглопоповцам.

В обоих случаях совершивший самочиние клирик канонически остаётся в той юрисдикции, откуда сбежал, и все наложенные там прещения (если они есть!) будут действительны. Если в "родной" юрисдикции молчат, то они и отвечают за последствия.

> архиерей на покое уезжает на Афон и поселяется в к-нибудь монастыре

Просто доживать уехал? Вполне по-человечески понятно. Один вопрос: а что мешало архиерею взять отпускную грамоту? Он же на покое, кому он, простите, дома нужен?

> пока к ним не применены канонические прещения, являются их священнодействия священнодейственными?какие варианты могут быть? - напр., спустя год его запретили, а он уже в новом сообществе принят в сущем сане и действует.
Применение канонических прещений это как анафема: сама по себе она лишь ( ... )

Reply

fomito December 12 2022, 17:47:12 UTC

почему обычно так медлят с лишением сана ушедших в ПЦУ клириков

вот, тоже хороший пример. как смотреть на такого рода переходы, не с т. зрения причин не поступать никак, а по канону, или по духу происшествия.

Церковь поставила для своих нужд своего члена на более высокое служения, из мирян во священнослужителя. затем этот священнослужитель оставляет свою Церковь и уходит к ее врагу. что это? предательство? святотатство (дар Церкви утащен на сторону)? всякое бывает?

Reply

psalomshchik December 12 2022, 23:59:36 UTC

Любое "всякое" является обычным клятвопреступлением. Каждый клирик перед хиротонией даёт присягу Богу и Церкви. Не знаю, как где, а у нас в УПЦ - в письменном виде, в присутствии духовника и заверенную им, принимавшим у ставленика и генеральную исповедь. Любое самовольное самочинное беззаконное оставление своего служения является нарушением присяги и в принципе может караться извержением из сана. На практике хороший архиерей всегда попытается разобраться, что случилось.

Reply


ieromonahambros December 13 2022, 16:43:55 UTC
Если низвержение из сана совершено согласно канонам, то оно необратимо. То есть, благодати священства уже нет. Получается, что печать священства изгладима.

Другое дело когда запретили в служении или низвергли из сана не по канонам, а по архиерейскому произволу или по недоразумению какому-нибудь, то тогда такое запрещение (низвержение) незаконно, и благодать священства остается. У Никодима Святогорца в Пидалионе об этом говорится.

Reply

fomito December 14 2022, 05:43:33 UTC

это понятно, но вопрос не в этом:

как в настоящее время рассматривается деятельность священнослужителя, который покидает не официально свою Церковь и начинает действовать в другой?
еще пример, из жизни УПЦ. в 90-е годы в Севастополе в м-ре наместником был и-м. Паисий Дмоховский. потом он ушел в УПЦ КП, его сделали там епископом.

затем он вернулся в РПЦ или УПЦ, его приняли в сане архимандрита, где-то по дороге постригся в схиархимандрита Лазаря..

далее, он уехал в США и сделался где-то епископом, то ли у самосвятов типа УПЦ КП, то ли у раскольников.

не исключено, что опять придет в РПЦ.

не знаю, применялось ли к нему что-н. из правил.

вот вопрос: все что он делал и делает, оно считается? предположим, что по правилам ему ничего не применялось.

Reply

ieromonahambros December 14 2022, 07:07:00 UTC
Видимо, не применялось…
Здесь, как мне представляется, нет какого-то общего правила, но каждый случай рассматривается заново и отдельно. Церковное право не носит прецедентный характер.

Reply


Leave a comment

Up