Преждеосвященная литургия в предпразднстве Благовещения.

Mar 29, 2023 22:29


Отцы, кто может сказать? Почему повсеместно игнорируется уставное указание о непременном совершении Преждеосвященной литургии в предпразднство Благовещения, если оно попадает на один из постных дней Святой Четыредесятницы?

1-е «зри» к Марковой главе «О томже празднице, аще случится Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в ( Read more... )

богослужение: состав и особенности, литургия и ее чинопоследования

Leave a comment

Comments 27

psalomshchik March 30 2023, 18:20:46 UTC

Практически не сомневаюсь в том, что в раздел, на который Вы ссылаетесь: "...Благовещение Пресвятыя Богородицы в понедельник, во вторник или в среду светлыя недели" - цитируемый текст о Преждеосвященной в навечерие Благовещения попал по недосмотру редакторов, не ожидавших в Светлую седмицу указания относительно постных дней. Далее - цитирую современные "Богослужебные указания" МП:

"Существует предположение, согласно которому вечерня праздника Благовещения при совпадении его предпразднства с седмичными днями св. Четыредесятницы должна совершаться с Литургией Преждеосвященных Даров вне зависимости от дня седмицы. Данное мнение основывается, в первую очередь, на аналогии с богослужением Рождества Христова и Богоявления (вечерня которых соединяется с Литургией при выпадении сочельников на седмичные дни), а во-вторых, на указаниях старопечатных Уставов, в которых при описании богослужения вечерни Благовещения отсутствует рубрика: Аще же несть Преждеосвященных [Если придерживаться данного мнения, богослужение в предпразднство Благовещения ( ... )

Reply

tau_schmau March 31 2023, 19:26:06 UTC

>> перенос Святых Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во
время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»

Интересно, как это практически осуществляется, если нет диакона, который отправится кадить "на воззвах", пока Дары переносит иерей?..

Reply

ieromonahambros March 31 2023, 19:28:58 UTC
Вообще никаких проблем.

Reply

psalomshchik March 31 2023, 20:06:11 UTC


В этом случае иерей переносит Дары и делает всё остальное на трёх славах кафисмы. Времени более чем достаточно.

Reply


psalomshchik March 30 2023, 18:21:10 UTC
Интересно, что авторы этого обширного обзора не ссылаются на 1-е "зри", на которое ссылаетесь Вы. Похоже, они о нём не знают! Но слыхали где-то-когда-то о таком варианте - и фактически благословили его как вариант: "[Если придерживаться данного мнения, богослужение в предпразднство Благовещения следует совершать со следующими особенностями..." - и далее подробный устав. Так что желающий - да служит тако! ))

Reply

ieromonahambros March 30 2023, 19:57:49 UTC
Так, если они об этом не знают, то это, как минимум, говорит об их некомпетенции. Ссылаются на «старопечатный Устав», а свой Типикон не знают…

Reply

psalomshchik March 30 2023, 21:02:42 UTC

Знаете, я всё-таки отношусь к этому с некоторым пониманием. У меня у самого был опыт: я нашёл правильную схему исполнения пасхальных часов там, где её никто и никогда не искал - в Ирмологии! А между тем, больше ни в одной книге (ни в Типиконе, ни в Цв. Триоди) этой схемы нет! Я лет 30 назад нашёл её совершенно случайно и с тех пор внедрял где мог. Даже написал письмо в "Богослужебные указания" - и вопреки ожиданиям, был услышан. Уже 10 лет "БУ" печатают эту схему со ссылкой на ирмологий.

Здесь нечто похожее: никто не ищет постный устав в Светлой седмице! Психологически это совершенно понятно.

Reply

ieromonahambros March 30 2023, 21:44:52 UTC
Если у Розанова не написано, значит этого нет! :))

Reply


psalomshchik March 30 2023, 21:50:22 UTC

Да, меня тоже раздражают бесконечные ссылки на Розанова. Особенно на те его "мнения", которые прямо противоречат однозначным требованием устава....
Раньше было больше ссылок на строгого Никольского, но потом московское зомби победило питерское лобби.)))

Reply

ieromonahambros March 30 2023, 21:53:26 UTC
Да. Из Розанова сделали идола.

Reply

kyrylec March 31 2023, 12:56:39 UTC
И причем Розанов к Москве? В СПб учился, во Владимире умер. Разве что в Дмитровском ДУ преподавал несколько лет...
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozanov/

Reply


psalomshchik March 31 2023, 15:17:47 UTC

Розановская литургика полностью отвечала всем московским тенденциям. Простейший пример.В Цв. Триоди сказано: "Блпгословившу иерею начинаем вечерню троекратным ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ, и абие псалом БЛАГОСЛОВИ ДУШЕ..." Но любой нормальный человек знает, что у псалма есть начало - "Приидите поклонимся...". В питерских указаниях это умолчание раскрыто, а в московских и у Розанова - нет. Поэтому на Московии "Приидите поклонимся..." опускается. Или утверждение о том, что "Христос воскресе" якобы заменяет на часах "Приидите поклоримсч..." Вопрос: а что читается перпд псалмами ра 3-м чссе, коода "ХВ" уже прочитано после прпдначирательных молитв часов?
Почитайте "Богослужебные указания на 1949 год", подготовленные ЛДА, с любыми уже московскими 1950-х годлв - и крепко почувствуйте разнмцу.

Reply

ieromonahambros April 1 2023, 03:51:18 UTC
Но у греков тоже «Христос воскресе» без «Приидите поклонимся» перед 103-м псалмом в пасхальный период. Вряд ли они Розанова читали :)

https://www.youtube.com/live/46OKjXNzjjY?feature=share
С 3.00 - после «Христос воскресе» (трижды) - сразу 103 псалом.

Reply

psalomshchik April 1 2023, 05:58:48 UTC

И что, что у греков тоже неправильно? Там ровно то же умолчание, на которое попался и Розанов! "Приидите поклонимся" отменяется только в Светлую седмицу - аместе с псалмами! А с Фоминой недели должно быть.
Ещё раз подтверждение: начало часов утром - возглас, ХВ×3, Трисвятое по Отче наш, возглас, ГП×12 - и что? "Приидите поклонимся". Но на 6-м часе уже норовят вставить ХВ×3 ВМЕСТО " Приидите поклонимся" - почему?
"Приидите поклонимся" - необходимое начало именно псалмопения, и никакого повода опускать его нет.

Reply

kyrylec April 1 2023, 17:57:52 UTC
Розанов на стр. 670-671 по изд. 1902 г. в примечании как раз с Вами согласен) Причем с такой же аргументацией. Только делает оговорку, что так никто не делает...

Reply


psalomshchik April 2 2023, 14:22:27 UTC

Тропари, кондак недели - не в них дело, а в том, что он полагал, что отдание происходит на литургии. Это его мнение ничем не подтверждается. Общее правило: 9-й час завепшает службы предыдущего богослужебного дня, и порядок чередования на нём кондаков входит в цепочку, состоящую ихз след. звеньев: по 3-й песни канона - по 6-й песни канона - 1 час - 3 час - 6 час - 9 час. Единственный момент, провоцирующий на исключение - это обычный, не пасзальный, 9-час вечером Светлой субботы. Но это ведь не о кондаках! На этом обычном часе читается кондак Пасхи, а не Антипасхи. Так что любимый и удобный плюралист Розанов неправ категорически.

Reply


Leave a comment

Up