Воистину воскресе Христос! Может, этот вариант нигде и не отмечен письменно, но он вполне соответствует духу и смыслу всех остальных изменений в употреблении молитвенных текстов на Светлой седмице. Например, вхо'дные молитвы в этот период между возгласом иерея и поклонными тропарями пред иконами Спасителя и Богородицы вместо предначинательных молитв и покаянных тропарей ("Помилуй нас, Господи...") содержат тексты Пасхальных часов (все кроме "Воскресение Христово видевше..."). Да и сами Пасхальные часы, и никакие другие чинопоследования не содержат "Трисвятого по Отче наш", а в конце вечерни отсутствует даже текст "Ныне отпущаеши". Который, впрочем, безусловно должен произноситься в конце благодарственных молитв по Причащении. Так что спасибо за идею. Иду звонить чтице, чтобы на Светлой читала тропарь Златоусту сразу по "Ныне отпущаеши". ))
Ну если так рассуждать, то логичнее другой вариант - заменять вообще благодарственные на часы Пасхи. Ну и в целом непонятно мне, чем так провинилось "трисвятое по Отче наш", что его на Пасху никак читать нельзя, что надо вымарывать. Понимал юы, если бы какие-то особо покаянные молитвы, но так нет же, молитва Господня.
Рассуждать нужно не о том, что уже решено и принято Церковью, - логичнее следовать её уставув тех случаях, когда он прописан явно. Ни в одной из книг, где говорится о замене пасхальными часами собственно часов, полунощницы и повечерия, не сказано о замене ими ещё чего-либо. О том, как поступать в случаях нерегламентированных, нужно рассуждать, но только с умом, а не начётнически. Я не собираюсь обсуждать отмену в Светлую седмицу Трисвятого по Отче наш _- это УЖЕ прирято Церковью и прописано в уставе. А вот в необходимости сохранения пусть даже покаянных молитвословий, но по смыслу относящихся к предмету молитвы, сомневаться не приходится. Это относится ко всему Последованию ко причащению - в Светлую седмицу оно остаётся, разве что с заменой всё тех же Трисвятого по Отче наш избранными текстами часов Пасхи -- теми, которые читаются вместо обычных вхо'дных молитв. А вот псалмы, канон и сами насквозь покаянные молитвы именно о причащении - оставлены (правда, для КЕЛЕЙНОГО употребления). Так же и с последними словами праведного Симеона,
( ... )
Проблема не в назидательном тоне, а в отсутствии ответа.
"Ни в одной из книг, где говорится о замене пасхальными часами собственно часов, полунощницы и повечерия, не сказано о замене ими ещё чего-либо." - ну так я ни в одном издании не встречал и упоминания отмены "Трисвятого", к примеру, на благодарственных.
"это УЖЕ принято Церковью и прописано в уставе" - можно вас попросить устав процитировать.?
"нужно не ВЫЧИТЫВАТЬ, а вкладывать и, если нужно, искать и находить СМЫСЛ в молитве и в молитвенных текстах. " - вот я и пытаюсь уловить, в чем СМЫСЛ исключения именно этого фрагмента. А заодно уж - почти полного исчезновения молитвы Господней из всех последований (кроме литургии), хотя в остальное время она входит в любое из них, и не по разу. Извините, но именно на вопрос о смысле вы даже намека в ответе не дали.
Единственное объяснение, которое я смог изобрести - то, что в целом на службах на Светлой всё поется, а не читается, а этот фрагмент "не поющийся"
Почему на Пасхальных службах нет обычного начала? А почему на Пасху не читают псалмов? А почему все (на самом деле, конечно, не всё) поют? Совсем не потому, чтобы повысить торжественность праздника. Если спеть все, что должно петься на Богоявление или на Успение, то может и гораздо торжественнее получиться) Ответ на все эти вопросы-чисто исторический. Пасхальная служба-самая архаичная в нашем богослужении и сохранила больше всего элементов "песненного последования". А в песненном последовании не было ни обычного начала, ни псалмов целиком, ни псалмодического чтения. Были антифоны из псалмов (самый запоминающийся из сохранившихся-"Да воскреснет Бог"), ектеньи и священнические молитвы, чтения Писания. Так мы и получили пасхальную вечерню) Из поздних элементов только воззвашные стихиры
( ... )
Большую часть своей церковной жизни я был уверен, что на Пасху благодарственных молитв не читают, а 12 раз "Христос воскресе") Так делал батюшка и так его научили. Аж через 15 лет церковной жизни сомнения внес архиерей, благословивший начать читать благодарственные молитвы (как читали и как он начинал-не вспомню). После этого я узнал, что кроме приведенной выше и в БУ цитаты из" Правильника" по данному вопросу ничего вообще в книгах нет. А в этом году один человек тоже вспомнил практику "ХВ" 12 раз за благодарственные молитвы... Совсем в другой местности. Никто еще не встречал такого?
Паки и паки: благодарственные молитвы читались после окончания литургии в храме, так сказать публично. Это первое. Второе: разницы, быть может, и нет, но мне интересно стало, откуда вообще такая практика пошла. Есть же какие-то основания делать так, а не иначе? Вот я и хотел в них разобраться.
Comments 64
Воистину воскресе Христос!
Может, этот вариант нигде и не отмечен письменно, но он вполне соответствует духу и смыслу всех остальных изменений в употреблении молитвенных текстов на Светлой седмице. Например, вхо'дные молитвы в этот период между возгласом иерея и поклонными тропарями пред иконами Спасителя и Богородицы вместо предначинательных молитв и покаянных тропарей ("Помилуй нас, Господи...") содержат тексты Пасхальных часов (все кроме "Воскресение Христово видевше..."). Да и сами Пасхальные часы, и никакие другие чинопоследования не содержат "Трисвятого по Отче наш", а в конце вечерни отсутствует даже текст "Ныне отпущаеши". Который, впрочем, безусловно должен произноситься в конце благодарственных молитв по Причащении.
Так что спасибо за идею. Иду звонить чтице, чтобы на Светлой читала тропарь Златоусту сразу по "Ныне отпущаеши". ))
Reply
Ну и в целом непонятно мне, чем так провинилось "трисвятое по Отче наш", что его на Пасху никак читать нельзя, что надо вымарывать. Понимал юы, если бы какие-то особо покаянные молитвы, но так нет же, молитва Господня.
Reply
Рассуждать нужно не о том, что уже решено и принято Церковью, - логичнее следовать её уставув тех случаях, когда он прописан явно. Ни в одной из книг, где говорится о замене пасхальными часами собственно часов, полунощницы и повечерия, не сказано о замене ими ещё чего-либо. О том, как поступать в случаях нерегламентированных, нужно рассуждать, но только с умом, а не начётнически. Я не собираюсь обсуждать отмену в Светлую седмицу Трисвятого по Отче наш _- это УЖЕ прирято Церковью и прописано в уставе. А вот в необходимости сохранения пусть даже покаянных молитвословий, но по смыслу относящихся к предмету молитвы, сомневаться не приходится. Это относится ко всему Последованию ко причащению - в Светлую седмицу оно остаётся, разве что с заменой всё тех же Трисвятого по Отче наш избранными текстами часов Пасхи -- теми, которые читаются вместо обычных вхо'дных молитв. А вот псалмы, канон и сами насквозь покаянные молитвы именно о причащении - оставлены (правда, для КЕЛЕЙНОГО употребления). Так же и с последними словами праведного Симеона, ( ... )
Reply
"Ни в одной из книг, где говорится о замене пасхальными часами собственно часов, полунощницы и повечерия, не сказано о замене ими ещё чего-либо." - ну так я ни в одном издании не встречал и упоминания отмены "Трисвятого", к примеру, на благодарственных.
"это УЖЕ принято Церковью и прописано в уставе" - можно вас попросить устав процитировать.?
"нужно не ВЫЧИТЫВАТЬ, а вкладывать и, если нужно, искать и находить СМЫСЛ в молитве и в молитвенных текстах. " - вот я и пытаюсь уловить, в чем СМЫСЛ исключения именно этого фрагмента. А заодно уж - почти полного исчезновения молитвы Господней из всех последований (кроме литургии), хотя в остальное время она входит в любое из них, и не по разу.
Извините, но именно на вопрос о смысле вы даже намека в ответе не дали.
Единственное объяснение, которое я смог изобрести - то, что в целом на службах на Светлой всё поется, а не читается, а этот фрагмент "не поющийся"
Reply
Reply
Reply
Причастников нет?! А священнослужители как же - не благодарят?.. Конец приближается...
Reply
Reply
Reply
Было бы интересно посмотреть это более развернуто - не, увы, не мой уровень.
>причем это одно, а не два последования-у одного есть начало, но нет конца, а у второго начала нет, а конец есть
Я догадывался о чем-то подобном :)
Reply
Reply
Тут неплохо бы добавить, что от Ныне отпущаеши и до конца - это не благодарственные молитвы, а молитвы на разоблачение духовенства...
Reply
Аж через 15 лет церковной жизни сомнения внес архиерей, благословивший начать читать благодарственные молитвы (как читали и как он начинал-не вспомню). После этого я узнал, что кроме приведенной выше и в БУ цитаты из" Правильника" по данному вопросу ничего вообще в книгах нет.
А в этом году один человек тоже вспомнил практику "ХВ" 12 раз за благодарственные молитвы... Совсем в другой местности. Никто еще не встречал такого?
Reply
Reply
а когда вообще по уставу на богослужении читаются последования КО причащению и ПО причащении?
Reply
В конкретном случае "ПО причащении" читались ПО литургии.
Reply
я увидел "на Светлой на службе..." если это не про богослужение, то извиняюсь.
впрочем, если вопрос не про устав богослужения, то какая кому разница, как кто благодарит Бога после причастия?
Reply
Reply
Leave a comment