Sep 30, 2023 09:26
Уважаемые участники сообщества, доброе утро. Вопрос такой:
-святые Александр Пересвет и Андрей Ослябя канонизированы как преподобные. В последовании богослужения они именуются почему-то преподобномучениками.
Не является ли это ошибкой, как понимать это несоответствие?
агиология: почитание святых
Leave a comment
Comments 4
Поскольку персонажи легендарные, поминайте как хотите
Reply
Воспринимайте не как ошибку, но как некоторую условность. Такие вещи встречаются в богослужебных текстах.
Они были прославлены как монахи, исполнившие послушание.
Мучениками в строгом смысле слова в традиции Русской Церкви именуются чаще всего те, кто был поставлен перед выбором - отречься от Христа или претерпеть мучения, а возможно и смерть за Него: миряне - мученики, правители и знатные вельможи - великомученики, клирики (архиереи, иереи, диаконы) - священномученики, монашествующие (в том числе священнослужители-монахи, кроме архиереев) - преподобномученики.
В русской Церкви есть несколько святых, умерших от рук убийц и разбойников, которые с верой и кротостью приняли выпавшее на их долю. Таковых именуют страстотерпцами.
В западной же традиции мучениками именуют также тех, кто умер насильственной смертью - например, погибших от рук разбойников, напавших на монастырь в надежде овладеть якобы имеющимися там сокровищами, а также погибших от рук иноземных захватчиков, в том числе на поле боя. Последнее было отчасти воспринято в ( ... )
Reply
а кто такие блаженные? Применительно к нашим богослужебным книгам. Где-то написано об употреблении такой категории святости?
В народном сознании укоренилось, что блаженный=юродивый Христа ради, но пример с княгиней Ольгой (поименованой так в Типиконе и в Минее) явно это отвергает.
Reply
Да, где-то написано: https://www.pravenc.ru/text/149361.html
"Блаженный" по отношению к юродивым Христа ради - это частный случай словоупотребления, прочно вошедший в практику и укоренившийся как "официальное" именование лика святости.
> 4) утвердившееся именование нек-рых святых (блаженный Никита, тайный угодник Божий - пам. 9 сент.; блаженная княгиня Ольга - пам. 11 июля; блаженный Иероним - пам. 15 июня; блаженный Августин - пам. 15 июня) и церковных писателей (блаженный Феодорит, епископ Киррский). Причины, по к-рым за теми святыми, чей подвиг не относится к юродству и чей лик может быть легко выявлен, утвердилось именование «Б.», могут быть названы лишь предположительно. Нек-рые жития и проложные памяти начинались этим прилагательным ... и часто употребляли его, так что оно стало восприниматься как особое именование (напр.: «Сия блаженная Ольга...», «Ольга блаженная, аки денница...»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита...»).
Reply
Leave a comment