"Господи, спаси благочестивыя // и услыши ны"

Feb 16, 2024 12:39


Когда я пришёл в Церковь, этого бантика не было. Потом, с падением режима (кажется, ещё в 90-е годы) его снова прицепили - помню, как я, тогда регент, к «Трисвятому» Чайковского дописывал в начало эту строку.
Сейчас я диакон, и время от времени меня вновь и вновь раздражает то, что я делаю нечто, не понимая ЗАЧЕМ и О ЧЁМ это.
Отцы и братья, правду ли ( Read more... )

история Церкви, литургия и ее чинопоследования, историческая литургика и гимнография

Leave a comment

Comments 13

blydnyi_syn February 16 2024, 18:52:30 UTC
Имею служебник, изданный в царское время. То же самое - спаси благочестивыя и ни слова о царях.

Reply

psalomshchik February 17 2024, 00:02:26 UTC

Мне нужен ответ на вопрос о смысле это текста и действия. То, что так было до революции, я в курсе.

Reply


niknik1979 February 17 2024, 04:09:30 UTC
По 1му. Это как с двупсалмием. Изначально это было моление о императоре. Но сейчас это стало толковаться расширительно - молитва о всех христианах. Так и с благочистивыми теперь. Это про нас всех. 
В ектенье есть прошение о труждающихся. Исторически это гробокопатели из христиан, которые сами хоронили померших паломников. Но сегодня мы как это слово понимаем?

Reply


andrev February 17 2024, 04:56:50 UTC

"После каждения бывает потом возглашение царей и архиереев, ибо Христос, окончив домостроительство и вознесшись, поставил на служение благочестивых архиереев и верных царей." (Симеон Солунский, Премудрость нашего спасения, III О священной литургии, 66. Что знаменует святой алтарь, и что - священная трапеза // https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/3)

"«Господи, спаси благочестивыя» есть позднейшее дополнение и не встречается не только в древних литургиях, но и в славянских служебниках до XV-XVI века, и вообще эта часть установилась под сильным влиянием архиерейского чиновника и соборной службы в великой церкви и в кафедральных храмах. «Господи, спаси благочестивыя» есть как бы замена архиерейского благословения к народу, выражаемого словами: «призри с небесе, Боже». А относительно «и во веки веков» мы приведем выдержку из древнего устава соборной литургии в одном греческом евхологии - типике XII-XIII века - выдержку, которая бросает иной свет на построение этой части. «Нужно знать», говорится здесь: « ( ... )

Reply

psalomshchik February 17 2024, 07:40:30 UTC

Спаси Христос!

Reply

ieromonahambros February 20 2024, 19:38:26 UTC
У греков при архиерейском богослужении дьякон произносит «Господи спаси благочестивыя», «И услыши ны». И даже не один раз…
https://youtu.be/2ElXihnrp_U?si=SUalLBzm_MFxuAAE (31:38). Орарем ни на кого не указывает.

Reply


psalomshchik February 20 2024, 20:55:05 UTC

В общем благодаря andrev я понял, что ни фраза "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны", ни "наведение (обычно в русском языке это слово используется в паре со словом "порчи") орарём" не имеют ну никакошенького сакрального смысла. И зачем это было восстанавливать на бумаге в 1970-е годы, а в реальности в конце 1980-х, мне совершенно непонятно. Видимо других проблем у бедной нашей Церкви ни тогда, ни сейчас не было и нет.

А греки пускай себе как хотят. Пускай сперва курить бросят все поголовно.)))

Reply

ustavschik February 27 2024, 15:48:18 UTC
И зачем это было восстанавливать на бумаге в 1970-е годы, а в реальности в конце 1980-х, мне совершенно непонятно
Восстановление этих возгласов "на бумаге" произошло по решению Священного Синода 17 июля 1997 года. При Патриархе Пимене и в первые годы патриаршества Алексия II ничего этого "на бумаге" (в смысле, в тексте Служебника) не было.

Reply

psalomshchik February 29 2024, 14:38:55 UTC

Когда я писал: "на бумаге", я имел в виду "не в реальной жизни". Не помню, откуда мне это известно, что "на бумаге" впервые этот возглас был восстановлен Синодом в начале 1970-х годов. На практике я, будучи регентом, начал петь "Господи, спаси благочестивыя...." то ли в начале 1990-х (в любом случае никак не позже 1991 года - точно помню, потому что пел я в храме, в 1991 году захваченном филаретовцами), то ли даже году в 1988-м, в "перестройку". Не знаю, чья то была инициатива. Мне настоятель сказал - и я запел. В 1997-м, как я понимаю, то было внесено в Служебник.

Судя по всему, после внимательного обсуждения с настоятелем в нашем храме мы эту загогулину прекратим петь с Недели блудного. Нет смысла повторять бессмыслицу.

Reply


ustavschik February 27 2024, 16:19:54 UTC
Отцы и братья, правду ли говорят, что «благочестивыя» - это государи-императоры
Да, правду говорят.
Это - вариация на тему стиха 19-го псалма: "Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя".
В Византии одним из титулов императора было "благочестивейший", это же впоследствии перекочевало и в титулатуру московских царей и российских императоров. Поэтому в какой-то момент с буквальной псаломской цитатой произошла трнсформация с учётом именования правивших монархов.

Обозначая таким образом символически то, что Спаситель - всех - возводит на Небеса
Примерно такое толкование приводит в "Новой скрижали" архиепископ Нижегородский Вениамин (Румовский). Но мне оно представляется типично символическим, т. е. натягиванием совы на глобус.
Отец Хуан Матеос SJ в своей работе о Литургии оглашенных пишет, что диаконский жест орарем развился из знака, который диакон подавал певцам, которые в этот момент запевали Трисвятое.

Reply

psalomshchik February 29 2024, 17:37:17 UTC

Благодарю. По первому пункту всё ясно. По второму - согласен про сову с глобусом. По идее, можно было бы от этого тоже отказаться, но боюсь, будет слишком заметно. Или ничего? Что посоветуете?

Reply


Leave a comment

Up