В свете происходящих вокруг нас событий уже несколько собратьев-пресвитеров задавали один и тот же вопрос, над которым и я сам уже давно задумывался: как служить Литургию пресвитеру, если он в храме один? Нет пономаря, нет чтеца, нет певчих, нет храмовых сотрудников, нет прихожан. Да, люди знающие могут сказать, что такое служение прямо запрещено «
(
Read more... )
Comments 21
Reply
Оттого я и убираю ектении и некоторые действия вроде благословения пресвитером народа -- когда некому ответить на призыв к молитве и некому поблагодарить за благословение ("И со духом твоим" или "И духови твоему"), не стóит плодить абсурд.
Reply
Reply
В Служебнике именно что "отмый".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Во-первых, в дореволюционной России (это я о примере прав. Алексия) вообще невозможно было служить в храме без единой живой души -- как минимум псаломщик в храме наличествовал. Могло не быть прихожан, но храм без причетников -- нет.
Во-вторых, я не случайно сразу же в начале сослался на "Учительное известие". Пусть к этому документу отношение в церковной среде и не однозначное, но он, тем не менее, -- по-прежнему руководящий документ. И "Известие" гласит, что иерей согрешает даже в том случае, если он служит без пономаря в алтаре, сам исполняя его обязанности, ибо это унижает Церковь -- Невесту Христову.
Ну и в-третьих, Литургия без причастников и Литургия вообще без людей -- отнюдь не одно и то же. Я понимаю мысль преп. Паисия о том, что причастники должны быть на каждой Литургии, но это рассуждения явно подразумевает, что люди пришли, но никто не готовился причащаться (почему он и говорит о хотя бы младенце). Но у нас-то гипотетическая ситуация другая -- людей нет
Reply
Кстати, о служении без пономаря. В чём именно грех; и что делать тем, у кого нет пономаря?
Reply
На последний вопрос я, увы, ответить не могу. Мне и самому приходилось служить без пономаря, и я отдаю себе отчёт в том, что если сейчас актуализировать норму о невозможности служить без пономаря, то многие приходы останутся вообще без службы. Но это тут же ставит следующий вопрос: а насколько вообще применимы сейчас на практике нормы, разработанные несколько веков назад (а текст, к которому восходит "Известие" -- ещё XVI века), и над этим вопросом нам ещё думать и думать.
Тот текст, который мы сейчас комментируем -- тоже попытка некоего осмысления.
Reply
Reply
Leave a comment