Некоторые размышления, или Missa Privata византийского обряда

Apr 08, 2020 21:48

В свете происходящих вокруг нас событий уже несколько собратьев-пресвитеров задавали один и тот же вопрос, над которым и я сам уже давно задумывался: как служить Литургию пресвитеру, если он в храме один? Нет пономаря, нет чтеца, нет певчих, нет храмовых сотрудников, нет прихожан. Да, люди знающие могут сказать, что такое служение прямо запрещено « ( Read more... )

моё творчество, словесная служба

Leave a comment

Comments 21

iphs April 8 2020, 19:07:20 UTC
У нас всегда употребляется множественное число, даже когда молишься один (подразумевая, что просишь и об отсутствующих), прощаешься и благословляешься у святых отец

Reply

ustavschik April 8 2020, 21:09:46 UTC
Просить, конечно, можно и об отсутствующих -- это совершенно нормально. Но вот обращать к пустоте призыв "помолимся" и самому себе на него отвечать -- глубокое извращение, на моё разумение. Речь ведь идёт не о частной молитве, а об общественном богослужении в собрании (в идеале). И то, что собрания нет, осознаётся нашим основным руководством к служению (= "Учительным известием") как причина, делающая невозможным само совершение Литургии.
Оттого я и убираю ектении и некоторые действия вроде благословения пресвитером народа -- когда некому ответить на призыв к молитве и некому поблагодарить за благословение ("И со духом твоим" или "И духови твоему"), не стóит плодить абсурд.

Reply


blydnyi_syn April 8 2020, 19:08:50 UTC
Только "омый, Господи" - не "отмый"...

Reply

ustavschik April 8 2020, 20:53:35 UTC
Почему это?
В Служебнике именно что "отмый".

Reply

blydnyi_syn April 9 2020, 06:59:12 UTC
Да, вы правы! А я грешный уже сколько лет "омый" говорил... Век живи - век учись... Благодарю сердечно за вразумление!

Reply


psalomshchik April 8 2020, 20:12:17 UTC
Как вариант. По мне, небесспорный в том смысле, что Литургия - это всё же не только молитвы, но и священнодействия, отмена многих из которых разрушает то, что обычно называют символикой Литургии - каждого её действия, каждой детали. Поэтому если бы я корректировал предложенную схему, то ушёл бы от почти неизменного стояния иерея у престола и позволил бы ему действовать оба входа.

Reply

ustavschik April 8 2020, 20:47:26 UTC
В отсутствии людей в храме (напомню -- я веду речь о том случае, когда пресвитер в храме вообще один) и оба входа теряют свой смысл и своё место: малый вход был изначально вступлением народа в храм, но народа нет, и вступать в храм некому, поэтому я и делаю оговорку: молитву малого входа если и читать, то в самом начале, при входе в храм самого пресвитера. Великий же вход, родившийся из процессии с Дарами, предполагает а) разнесённость проскомидии и алтаря в пространстве и б) наличие народа (как посвящённого, так и непосвящённого) как его участника. Раз никого нет, то действие перенесения Даров с жертвенника на Престол я сохраняю, но оставляю на усмотрение совершающего, каким маршрутом ему идти -- по солее или внутри алтаря. Обращаться-то с поминовением не к кому -- в храме никого нет, кроме Бесплотных Сил. Так что "удалил" я лишь малый вход -- по моему скромному разумению, он при таких начальных условиях становится бессмыслицей, а вход великий сохранил, хоть и урезал. Урезать ли и саму процессию великого входа -- пусть решает

Reply


ustavschik April 8 2020, 23:03:59 UTC
Посмотрел Вашу подборку. Интересно, спасибо, но там не всё "в тему".
Во-первых, в дореволюционной России (это я о примере прав. Алексия) вообще невозможно было служить в храме без единой живой души -- как минимум псаломщик в храме наличествовал. Могло не быть прихожан, но храм без причетников -- нет.
Во-вторых, я не случайно сразу же в начале сослался на "Учительное известие". Пусть к этому документу отношение в церковной среде и не однозначное, но он, тем не менее, -- по-прежнему руководящий документ. И "Известие" гласит, что иерей согрешает даже в том случае, если он служит без пономаря в алтаре, сам исполняя его обязанности, ибо это унижает Церковь -- Невесту Христову.
Ну и в-третьих, Литургия без причастников и Литургия вообще без людей -- отнюдь не одно и то же. Я понимаю мысль преп. Паисия о том, что причастники должны быть на каждой Литургии, но это рассуждения явно подразумевает, что люди пришли, но никто не готовился причащаться (почему он и говорит о хотя бы младенце). Но у нас-то гипотетическая ситуация другая -- людей нет

Reply

fatallmistake April 8 2020, 23:37:14 UTC
Да, подборка растекается мыслию по древу. Спасибо за поправки.
Кстати, о служении без пономаря. В чём именно грех; и что делать тем, у кого нет пономаря?

Reply

ustavschik April 9 2020, 12:29:57 UTC
Насколько я могу понять логику "Известия", в богослужении у каждого есть своя роль -- есть то, что совершает священник, а есть то, что должны совершать миряне. И если участник богослужения делает то, что предназначено не для него, он нарушает порядок и потому (по логике автора "Известия") он грешит именно против Церкви.
На последний вопрос я, увы, ответить не могу. Мне и самому приходилось служить без пономаря, и я отдаю себе отчёт в том, что если сейчас актуализировать норму о невозможности служить без пономаря, то многие приходы останутся вообще без службы. Но это тут же ставит следующий вопрос: а насколько вообще применимы сейчас на практике нормы, разработанные несколько веков назад (а текст, к которому восходит "Известие" -- ещё XVI века), и над этим вопросом нам ещё думать и думать.
Тот текст, который мы сейчас комментируем -- тоже попытка некоего осмысления.

Reply


livejournal April 9 2020, 00:33:01 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


Leave a comment

Up