Jun 10, 2013 12:38
В продолжение поста о болезнях как последствии ранних травм, хочется сказать чуть больше о том, что и как атакует организм, не опознавая как свое.
По сути давно известно, что именно психика формирует в связке с физическим телом иммунный отклик и эндокринный статус. То есть это то первое и основное, что является следствием психического содержимого и связей в психике. И если в психическом мире есть какая-то неосознанная информация вредящего толка или какие-то свои собственные части, которые психикой воспринимаются как чужеродные, то, конечно, собственные иммунные клетки начинают нападать на здоровые клетки организма, также воспринимая их как чуждые или вредные. Если стресс от такой травмы достаточно силен и продолжается достаточно долго, то возникают и физические болезни.
Какие болезни являются психосоматическими и на какие может здорово воздействовать психотерапия, работающая с глубокими бессознательными слоями личности?
В первую очередь, это, конечно, те которые считаются "неизвестной этиологии", "генетическими" и "неизлечимыми". В связке традиционного поддерживающего лечения и глубинной психотерапии они могут либо полностью проходить, либо входить в длительные ремиссии. В реале, если вы начнете копать информацию о таких заболеваниях, то вы снова выйдете на работу областей головного мозга, отвечающих за иммунный и эндокринный статусы, и упретесь в стену в традиционном лечении, ибо мозг - предмет темный и малоизученный и пока влиять на его процессы научились очень мало. А все лечение сводится к купированию последствий и явных поверхностных симптомов.
Жизнь во внутреннем мире травмы - это всегда жизнь в бесплодной пустыне дефицита и отсутствия ресурсов, где все усилия идут прахом, а в лучшем случае приносят копеечные результаты, то есть в состоянии постоянного напряжения всех сил, как если бы вы всегда жили на войне. Дефициты эти и эта бесплодность образуются чаще всего из-за недоступности ребенку тех родительских функций, которые дали бы ему возможность достаточно долго развиваться в бессознательном, и лишь затем начать формировать сознание, когда иммунный и эндокринный статусы хоть немного установились и поддерживаются стабильными. Конечно, известно, что эти статусы будут меняться, варьироваться, и в становлении иммунитета есть т.н. 5 критических периодов, три из которых приходятся на первые 2 года жизни: 28 дней, 4-5 месяцев, 2 года. Следующие критические периоды приходятся на эдипальный период 4-6 лет, а также на пубертат 12-14 лет. Всё это моменты серьезной перестройки и включения различных частей иммунной системы, закладывающие наше здоровье на всю дальнейшую жизнь.
И согласитесь, если два первых момента такого важного дела приходятся на первые 4-5 месяцев жизни, то это и есть та база, которую трудно переоценить. И преждевременное развитие сознания для контроля над бессознательным, которое никак не осуществляется родителями, является одной из самых серьезных травм, тянущей за собой глобальные последствия. Ребенок оказывается брошенным один на один с тем, с чем они никак не сможет справиться в одиночку, он быстро понимает, что он предан, брошен на растерзание, его доверие дает трещину или вообще разрушается, связи с внешним миром могут разрушаться, и центральная психическая основа его личности может быть инкапсулирована глубоко в бессознательном. На поверхности остается лишь часть психической энергии, которая постепенно формирует т.н. "ложное я", которое позволит ребенку худо-бедно или чуть лучше, в зависимости от тяжести разрывов с окружением и степени подорванности доверия, функционировать и проявляться вовне.
Такие дети часто развиваются по двум вероятным направлениям: демонстрируют невероятные для своего возраста интеллект и здравомыслие, выглядят и кажутся старше, чем они есть, стараются развивать автономию и учатся быть независимыми (ведь рассчитывать на других нельзя, они уже сделали такой вывод), доверие к другим полностью разрушено. Их детская раненая часть скрывается очень глубоко, они создают вокруг себя вакуум и отчужденность. Или же наоборот, тормозятся в развитии автономии, развивают покорность и послушание, ибо поняли, что здесь от них ничего не зависит, демонстрируют сверх-зависимое поведение. У второй категории детей интеллект и здравый смысл также могут быть вполне хорошими, но часто незадействованными, они не учатся думать своей головой, ведь мама знает лучше, и доверие к самим себе у них полностью разрушено. Их взрослая часть скрыта и они боятся демонстрировать свою волю или даже знать о её наличии. И, наконец, существует смешанный тип, в котором все это будет намешано с завидной хаотичностью, именно они проще всего диагностируются как пограничные и биполярные личности.
Все это на сегодняшний день корректируется, но необходима сильнейшая мотивация (например, наличие болезни, которая приведет к летальному исходу раньше, чем других; или наличие повторяющихся психотических эпизодов, с которыми трудно просто смириться и жить "как есть") и терпение, так как для получения необходимого потребуется длительный альянс с терапевтом, постепенное восстановление доверия, выстраивание и проработка привязанности, проживание периода здоровой зависимости, постепенная сепарация, обнаружение и укрепление собственной личности.
В процессе такой работы, личность постепенно выделяет себя из среды, выходят из первичного слияния, что не удалось в детстве, и начинает заново свое развитие.
ранняя травма,
психосоматика,
терапия,
травма развития,
пограничная организация личности,
травматические психические защиты