Группа "Cream".

Aug 02, 2017 14:23




Просуществовав немногим более трёх лет, этот коллектив стал одним из наиболее значимых явлений в роке шестидесятых. Соединив в своей музыке блюз, джаз и психоделический рок, став своего рода ступенькой от блюза к хард-року и прогрессиву, «Cream» оказался на полкорпуса впереди других коллективов и наряду с «Beatles», «Byrds» и «Mothers of Invention» вырвался в авангард прогрессивного рок-движения тех лет.



Cream - Strange Brew

image Click to view



«Cream» стал первой в истории рок-музыки супергруппой, то есть группой, все участники которой уже успели прославиться в других знаменитых коллективах. Эрик Клэптон был до этого гитаристом в легендарной «Yardbirds», а также успел потрудиться в "кузнице кадров британского блюза" - «Bluesbreakers» Джона Мэйолла. Басист Джек Брюс и барабанщик Питер "Рыжий" Бэйкер работали в другой "кузнице" - «Blues Incorporated» Алексиса Корнера, а так же в «Graham Bond Organization».



Уже в «Graham Bond Organization» Брюс и Бэйкер успели стать врагами. Дело дошло до того, что Брюс был уволен из "организации" именно по настоянию "Рыжего" Бэйкера. Как гласит легенда, Бэйкер даже угрожал зарезать своего коллегу, если тот не оставит коллектив. Брюс всеми силами сопротивлялся. По его словам, Бэйкер, не являясь лидером коллектива, постоянно давил на обезволенного наркотиками Грэма Бонда, утверждая, что "Брюс портит звучание группы". Уволенный Брюс устроился к Джону Мэйоллу в «Bluesbreakers», где и познакомился с Клэптоном, который был поражен его оригинальной техникой и творческим мышлением и предложил ему, отпочковавшись от Мэйолла, создать новую группу.

Cream - Crossroads

image Click to view



Однажды Бэйкер участвовал в одном из живых выступлений «Bluesbreakers» и после концерта подвозил Клэптона домой на своей машине. В процессе разговора выяснилось, что их планы на будущее весьма близки. Обоих не устраивало их нынешнее положение, оба хотели играть импровизационный электрический блюз в формате трио, и их взгляды на музыку совпадали вполне достаточно для того, чтобы они могли работать вместе. Вот таким образом и сложился состав будущего знаменитого трио. У Брюса и Бэйкера не было особого желания работать вместе, но Клэптон поставил перед ними условие, что проект состоится только в том случае, если состав группы будет именно таким. Бэйкер был вынужден принести Брюсу официальные извинения, тот оставил поп-группу Манфреда Манна, в которой успел поработать совсем недолго, и трио состоялось. Но все-таки отношения этих двух музыкантов всегда были исключительно сложными, что не могло не сказаться на судьбе «Cream».



Как бы там ни было, группа была организована и начала действовать. Клэптон подразумевал, что группа будет исполнять чистый блюз, по его словам планировалось что-то типа "Бадди Гайя с ритм-секцией", но воспитанные на джазе Бэйкер и Брюс придерживались несколько иной концепции. На первых же репетициях стало ясно, что группа готова выдать нечто большее, чем традиционный блюз, и Клэптон, с энтузиазмом воспринявший творческие идеи своих товарищей, изменил свои планы.

Cream - White Room

image Click to view



Появление первой в истории рок-музыки супергруппы широко (и, к сожалению, не всегда объективно) освещалось в прессе. Вокруг «Cream» создавался нездоровый ажиотаж, ползли и множились слухи. Так же как и натянутые отношения внутри коллектива, это не давало поводов для оптимизма, порождало нервозность и дезориентировало публику.



Первое время группа пыталась соорудить на сцене какое-то сложное концептуальное шоу с использованием кукол, животных и прочей подобной мишуры, но вскоре отказалась от этой затеи, так как (по словам Клэптона) "это не работало… мы были слишком увлечены музыкой, которую мы просто забывали из-за всех этих вещей".

Cream - Sunshine of Your Love

image Click to view



Первым синглом группы "Wrapping Paper" слушатели были заметно обескуражены. Вместо жесткого и необычного блюза, который они ожидали услышать (к моменту выхода сингла вокруг группы уже было поднято немало шума), им предложили обычную поп-песню, в целом неплохую, но довольно-таки тривиальную и далекую от блюза. И, что самое неприятное, совершенно нехарактерную для «Cream». Сингл достиг 34 места в британских чартах.



Троица осталась недовольна таким результатом. По поводу амбиций группы, Клэптон довольно-таки откровенно признался в интервью: "Мы хотим делать деньги. Я работал слишком много за слишком малые гонорары. Думаю, за это время я заслужил этого". Скорее всего, именно это стремление и удерживало коллектив от распада, несмотря на все усиливающиеся центробежные тенденции. Под конец дело дошло до того, что во время гастролей музыканты даже останавливались в разных отелях, дабы при случайной встрече не перессориться окончательно. Но что самое удивительное, такое положение дел не сказывалось на музыке слишком отрицательно. Профессионализм, талант и опыт музыкантов давали возможность группе расти и творить даже в таких неблагоприятных условиях. Совершенно не умея ладить друг с другом в жизни, на сцене они отлично чувствовали партнёра, играли четко и слаженно, грамотно импровизировали и составляли единое целое. Вот что сказал по этому поводу Клэптон: "У большинства людей сформировалось такое мнение о нас, как о трех соло-музыкантах, конфликтующих друг с другом. Мы хотим отмести эту мысль и быть группой, которая играет вместе".

Cream - Spoonful

image Click to view



9 декабря 1966 года вышел дебютный альбом "Fresh Cream". Альбом представлял собой смесь авторского материала и блюзовых стандартов. Авторский материал, полный новаторских идей и драйва, показывает троицу не только как блестящих исполнителей, но и как вполне достойных композиторов, причем ответственен за это в первую очередь Джек Брюс, как основной композитор группы. В отличие от большинства блюзовых пластинок, это уже именно работа коллектива, а не гитариста-лидера, и слепо аккомпанирующей ему ритм-секции. Здесь уже отчетливо слышны приемы, которые вскоре будут взяты на вооружение многочисленными исполнителями хард-рока и тяжелого блюза. Мощный драмминг, жесткая и энергичная гитара, периодически выдающая плачуще-воющие импровизационные соло, и экспрессивный вокал стали визитной карточкой группы, которой суждено было в ближайшем будущем обрести множество поклонников и последователей.



В ноябре 1967 года вышел второй альбом «Cream» - "Disraeli Gears". Учитывая тот успех, которым пользовалась группа в Штатах, остается только удивляться тому факту, что там альбом вышел только спустя пять месяцев после его издания в Англии. Всё это время он был одним из самых востребованных импортных музыкальных продуктов в Новом Свете. "Disraeli Gears" очень быстро приобрел золотой статус, а музыкальные издания наперебой расхваливали его, отмечая существенный прогресс в развитии группы..

Cream - Stormy Monday

image Click to view



Альбом продемонстрировал, что группа заметно подросла, хотя, казалось бы, куда уж выше? В музыке отчетливо стала проявляться психоделическая тематика, да и структура композиций стала сложнее и изысканней, что позволило квалифицировать стиль группы как "progressive blues". То незначительное ощущение сырости материала и экспериментальности в ущерб музыкальности, которое присутствовало на первом альбоме, исчезло вовсе, и группа предстала во всей своей красе и величии.



Помимо того, что альбом просто хорош, он так же интересен с той точки зрения, что это очень смелая и новаторская для своего времени работа. Такая мощь и экспрессивность подачи материала были тогда ещё в новинку. Вспоминает инженер Том Дауд: "Они были невероятны. Они делали запись на разрушительном уровне громкости. Я в жизни не видел чего-нибудь столь же мощного, и это было пугающе". Альбом послужил как бы ступенью от блюза к хард-року, который, всего через каких-нибудь 3-4 года станет одним из доминирующих на рок-сцене стилей.

Cream - Badge

image Click to view



Во время записи альбома группа была наиболее сплоченной. Вспоминает Клэптон: "Мы говорили на одном языке. Мы изобрели язык, на котором ещё никто не говорил… Я думаю, крушение началось с того, что мы стали слишком популярны".



В процессе тура 1968 года по США обострились противоречия между Брюсом и Бэйкером. Ко всему прочему, Клэптон был сильно недоволен направлением, в котором развивалась группа. В последствии он так прокомментировал свои тогдашние ощущения: "Я пробовал писать поп-песни и создавать поп-образ. Это был позор потому, что я был неискренен. Я являюсь чисто блюзовым гитаристом и всегда им буду". (Хотелось бы отметить, что в данном случае понятие "поп" кардинально отличается от современного.) Всего двумя годами ранее он по этой же причине оставил «Yardbirds», и теперь история повторялась: он играл совсем не то, что хотел. По его мнению, группа остановилась в музыкальном развитии, продолжая расти коммерчески, а это уже прямой путь в категорию "поп", и при этом уже в современном понимании этого слова.

Cream - Tales of Brave Ulysses

image Click to view



По итогам года журнал «Beat Instrumental» признал каждого из троих инструменталистов «Cream» лучшими в своей категории. Но, тем не менее, обстановка в коллективе ухудшалась. Отношения между Брюсом и Бэйкером были хуже некуда. Вспоминает Том Дауд: "Я знал, что имелась некоторая враждебность между этими тремя музыкантами. Но когда мы слушали запись в диспетчерской, я думал, что они поубивают друг друга". Но, тем не менее, они все ещё работали вместе, и работа, как ни странно, удавалась. А может, в этом не было ничего странного? Вот что сказал по этому поводу Джек Брюс: "Джинджер и я несовместимы, но возможно из-за наших болезненных взаимоотношений мы были самой горячей ритм-секцией, в которой я когда-либо играл. Имелось что-то между Бэйкером и мной, что разжигало пожар. Он обнаружил нечто удивительное во мне. Он замечательный барабанщик".



Клэптона, вынужденного постоянно работать буфером между ними, не очень-то устраивала такая "должность", но все трое вынуждены были уживаться под одной крышей, не желая упускать пойманную за хвост удачу. А тут еще и музыкальные средства массовой информации подливали масла в огонь. В прессе стали распространяться слухи о неизбежном распаде коллектива, который, в конце концов, действительно произошел. Для Клэптона последней каплей стала статья в «Rolling Stone», где его окрестили "мастером блюзовых клише" и "виртуозом по части реализации чужих идей". Клэптон, находившийся уже, что называется, "на грани", заработал себе нервный срыв, и, по его собственным словам, "думал только об уходе из всего этого".

Cream - Deserted Cities of the Heart

image Click to view



Практически одновременно с объявлением о роспуске группы вышел альбом "Wheels Of Fire", который оказался на 3 и на 1 местах в Англии и США соответственно. Альбом довольно-таки быстро приобрел платиновый статус. Эта двойная пластинка состоит из двух частей - студийной и концертной. Концертная часть была записана во время выступления группы в Сан-Франциско. Сильной стороной концертной части является её импровизационность. Чего стоят хотя бы шестнадцатиминутная версия "Toad" с великолепным барабанным соло Бэйкера, и ещё более продолжительная обработка стандарта "Spoonful". Восхищает совершенно чёткое и слаженное взаимодействие музыкантов, грамотно импровизирующих и тонко чувствующих друг друга, несмотря на сложность взаимоотношений внутри коллектива.



Студийная часть ничуть не хуже. Музыканты на высоте, да и продюсер Феликс Паппаларди сделал свое дело на отлично. Помимо выполнения своих продюсерских обязанностей, он выступил также в качестве исполнителя. Его игра на трубе, виолончели, альте и органе (стоит отметить, что это совершенно нетрадиционные для блюза инструменты), наряду с разнообразной перкуссией Бэйкера, сделали эту работу еще более интересной и прогрессивной.

Cream - Traintime

image Click to view



Несмотря на уже казалось бы окончательный разрыв, музыканты все же нашли в себе силы совершить прощальное турне по США. Продолжалось оно с 4 октября по 14 ноября 1968 года. По следам прощального тура был выпущен альбом "Goodbye". Последние три трека были записаны вживую во время выступления группы в Лос-Анджелесе. Альбом добрался до второго места в США и до почетного первого места в Великобритании. Альбом на самом деле восхитителен, хоть многие его и ругают. Вышел он в 1969 году. Это был переломный для рок-музыки год. Начинал свое победное шествие хард-рок, приобретало четкие очертание арт-роковое движение, в общем, музыкальная жизнь била ключом. Хотя музыканты «Cream» так и не пожелали уйти от блюзовых корней, их эксперименты очень много значили для арт-рока. "Goodbye" был, что называется, в духе времени. Он как бы резюмировал всё то, что было сделано прогрессивными группами шестидесятых, и, прощаясь, «Cream» уступил место тем, кто решился пойти ещё дальше, отказавшись от ритм-энд-блюзовой основы в пользу структур, заимствованных из европейской классической музыки. В своём роде, он знаменует прощание с блюзовыми шестидесятыми накануне наступления новой музыкальной эры.



Клэптон, Брюс и Бэйкер никогда не были друзьями. Всё что их связывало - это музыка. Все трое хорошо заработали (и продолжают зарабатывать) на пластинках «Cream», сделали себе имя и упрочили свое положение в мире музыки. Несмотря на целый ворох проблем, с которыми они сталкивались играя в «Cream», все трое с удовольствием и даже с некоторой ностальгией вспоминают то время. Эрик Клэптон говорит: "Все мы всё-таки любили друг друга. Если бы вы собрали нас вместе теперь, случилось бы то же самое. Именно поэтому мы и живём вдалеке друг от друга. Я никогда не забуду встречу с Джинджером и Джеком в середине семидесятых в моём доме. Мы втроём случайно встретились в Лондоне в офисе и полетели ко мне домой, именно полетели, полетели от счастья. Это может случиться снова. Если бы вы собрали нас вместе, мы бы немедленно нашли свои места и роли. Очень странно, но мы почти не изменились. Те двое лаялись как собаки, но это заставляло треугольник работать".

Cream - Toad

image Click to view



В 1987 году Клэптон и Брюс снова оказались вместе. На этот раз они собрались для съемки "South Bank Show" на Би-Би-Си. Они сидели на террасе и играли старые композиции «Cream», чего не делали уже почти 20 лет.



В мае 2005 года группа неожиданно собралась и в течение 4 дней (2-6 мая) дала несколько концертов в знаменитом лондонском зале Альберт-Холл, на которых музыканты исполнили практически все хиты из репертуара «Cream» и блюзовый стандарт «Stormy Monday». Выступления прошли при переполненном зале и вызвали восторженные отзывы слушателей и критиков. Позже на материале этих выступлений был выпущен двойной концертный альбом.

Cream - I'm So Glad

image Click to view



25 октября 2014 года Джек Брюс скончался у себя дома в графстве Суффолк в возрасте 71 года. Эта смерть теперь уже окончательно исключает возможность воссоединения «Cream».



Cream - Politician

image Click to view



Источник: http://www.old-rock.ru/monsters/cream/cream.html

Лестница в небо

#музыка, blues rock, cream, hard rock, Музыка, psychedelic rock, rock

Previous post Next post
Up