I. С государственным долгом вообще - и с американским в частности - вот какое дело. Государству нет нужды «возвращать» долги, так как вы возвращаете банковский кредит. Государственный долг может быть амортизирован по такому примерно механизму - чем больше государство берёт в долг, тем выше могут быть расходы бюджета, соответственно растёт ВВП (срабатывает эффект мультипликатора, т.е. "деньги делают деньги"), соответственно - растут налоговые поступления. В результате в процентном отношении к ВВП обслуживание долга занимает меньшую долю, соответственно - ниже реальная стоимость долга для должника.
Таким образом значение в первую очередь имеет реальная стоимость обслуживания долга, а не его величина. Сейчас - при государственном долге США превышающем 100% ВВП, стоимость его обслуживания находится на уровне 2% ВВП. Треть века назад, при Рейгане, стоимость обслуживания долга США превышала 5% ВВП, а сам долг был тогда на уровне трети ВВП (или немногим больше)
Так что долг размером даже в 100% ВВП - это не страшно, если стоимость его обслуживания невысока по отношению к размерам вашей экономики, а инвесторы верят в вашу способность своевременно рассчитываться по обязательствам. (Кстати, РФ в 1998 году объявила дефолт, при размере долга на уровне 20% ВВП). У японцев долг вообще в 200% ВВП - и ничего страшного, обслуживают его японцы, и все им верят.
Почему так не получается делать у многих других стран (занимать деньги и развивать экономику)? [Читать дальше...]Потому, что владельцы больших денег всегда знают, на что на самом деле пойдут деньги, которые вы, как "начальник страны", занимаете. Если они действительно идут «на развитие экономики» и повышение благосостояния людей - вам займут. А если на воровство и вывоз капитала?... тоже займут, только по более высокой ставке и в меньших объёмах. А может быть, и не займут совсем.
II. Экономист Михаил Портной из Института США и Канады РАН о некоторых мифах вокруг госдолга США («Экономика. Налоги. Право», №5, 2020): - Уместно привести бытующий миф о том, что можно однажды собрать большой массив государственных облигаций США и предъявить их властям этой страны к оплате, дабы напомнить им о существующих обязательствах. Эти наивные ожидания следует отбросить как не соответствующие реальному положению вещей. Условия выпуска и обращения гособлигаций США не предусматривают их возвращения эмитенту. Правительство обязуется регулярно выплачивать проценты и погашать облигации по истечению срока, что и соблюдается неукоснительно. Покупая облигацию, инвестор соглашается с этими условиями, и при желании возвратить свои деньги он может только продать облигацию на вторичном рынке. Ясно, что при массированной распродаже таких облигаций их стоимость на рынке упадёт, превращая накопления в прах. Вряд ли это входит в намерения инвестора.
- Не следует принимать во внимание легковесные суждения относительно того, что США могут попросту напечатать нужное количество долларов. Анализ практики количественного смягчения показал, что представления о произвольной печати долларов далеки от реального положения дел. В конце концов необходимо понимать, что дефолт по гособлигациям означал бы неспособность США сохранять мировое экономическое лидерство и поставил бы страну в положение ненадёжного партнера. Ясно, что ни один президент не пойдет на такой шаг, и Конгресс его не поддержит.
- Наконец, в качестве фактора живучести и устойчивости госдолга США важно подчеркнуть роль спроса на финансовом рынке на безрисковые активы, в том числе спроса со стороны иностранных инвесторов, в особенности со стороны центральных банков. Весь этот контингент держателей гособлигаций США своим выбором демонстрирует, что в мировом финансовом поле нет более надёжного инструмента для сохранения денежных ресурсов. Примечательно, что спрос на этот инструмент возрастает во времена кризисов. Обстановка мирового кризиса, вызванного пандемией коронавируса, подтверждает это положение.
III. Держатели валют и долговых бумаг главных центров современной экономики - США, стран ЕС и Великобритании - не обладают никакими рычагами влияния на правительства и финансовые власти этих стран.
С 1 сентября 2008 по 1 сентября 2010 г. баланс ФРС вырос на $1,4 трлн. Кроме того, баланс ЕЦБ в 2014-2016 гг. увеличился на €1,35 трлн. С момента начала пандемии баланс ФРС прибавил еще $2,9 трлн, ЕЦБ - €2 трлн, а Банка Англии - £292 млрд. Только за первую половину 2020 г. в «атлантическую» экономику было впрыснуто в 1,2 раза больше средств, чем центральные банки всех остальных стран мира непомерными трудами собрали в резервы с начала этого столетия.
Если Китай, Россия и все прочие «сверхдержавы» попытаются продать все имеющиеся у них американские казначейские облигации, несколько американских банков легко выкупят их с немедленным перезакладыванием в ФРС. Подобная операция на $2-4 трлн не только не обрушит рынок американского долга - она вообще не будет им замечена. Что касается самого долга, то средние ставки по 10-летним бумагам снизились с 5,12-6,68% годовых в 2000 г. (когда бюджет, напомним, был профицитным) до 2,53-3,84% в 2010 г. и до 0,66% по состоянию на 1 июля 2020 г., что делает обслуживание гигантского американского долга всё более дешёвым.