Сколько мы готовы заплатить за ведро воды, стоя по горло в воде? Примерно тот же ответ будет и для ситуации, когда мы находимся в ванне или на складе бутилированной питьевой воды.
В жаркий день где-нибудь в парке или летнем ресторанчике стакан воды приобретет для нас уже определенную привлекательность.
Посреди пустыни под палящим солнцем без капли воды даже один глоток станет для нас настолько вожделенным, что мы будем готовы отдать за него все, что угодно.
Если кто-то не изучал экономику в институте, то только что мы очень поверхностно познакомились с теорией предельной полезности. Эта теория показывает, как в нашем сознании формируется ценность и стоимость продуктов. Если нам что-то очень нужно, что-то для нас представляет большую ценность, то наша готовность платить и, соответственно, стоимость - максимальны; если же вокруг изобилие, то продукт теряет свою важность и ценность для нас, и наша готовность платить - минимальна.
Мы смеемся над фразой "продавец воздуха". Это здесь и сейчас. На лунной базе она уже не будет такой смешной. Да и вообще, стоит изгадить атмосферу Земли, и продажа воздуха станет обычным прибыльным бизнесом, как после распада СССР пышным цветом расцвела продажа водяных фильтров и бутилированной воды.
Предположим, есть у нас государство в пустыне, где добывают алмазы. Воды почти нет, и за тонну жители готовы платить 10 камней (допустим, все они одинакового размера). Зная, что здесь вода пользуется таким спросом и так ценна, некий предприниматель нанимает пару автоцистерн и начинает возить сюда воду от источника за 500 километров. Один рейс, и он получает горсть камней - он богат. Он получает сверхприбыль! Глядя на него, и другие деловые люди начинают заниматься тем же самым. Воды в нашем пустынном государстве становится всё больше, и новые предприниматели, чтобы успешнее входить на рынок, сбавляют цену, и теперь уже за тонну платят всего 1 камень. Но всё равно бизнес приносит баснословный доход. Поставки воды растут, вот уже и трубопровод протянули, и воды стало очень много, жители даже стали купаться и заводить бассейны. Теперь за один алмаз здесь можно купить 1 000 тонн воды. Наступает насыщение, изобилие. Стоимость воды в нашем пустынном государстве почти сравнялась с затратами на ее доставку. Прибыли почти нет. Всё, для капитализма этот рынок теряет привлекательность. Изобилие: нет ни прибыли, ни перспектив ее роста.
Отсюда первый вывод: ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НЕОБХОДИМ ДЕФИЦИТ, НЕХВАТКА.
Но, как мы помним, капиталистическая экономика не может функционировать без прибыли и роста. Значит, она будет всегда стремиться сохранить состояние дефицита.
В принципе, дефицит - это не обязательно когда чего-то реально нет, а когда нам кажется, что чего-то не хватает. Как в позднем СССР: всё завалено отечественной обувью, но никто не хочет брать - ждут итальянскую или немецкую. И страшно сокрушаются по поводу нехватки обуви. Помните, мы говорили, что для получения прибыли необходимо
стимулировать потребление? Его можно стимулировать только через внушение нам дополнительных потребностей, чтобы у нас появлялось чувство, что "без этих новых очков (телефона, сумочки, машины) я жить не могу"! Отсюда все эти моды, "ограниченные серии", эксклюзивные издания и т.д. и т.п. Создается иллюзия дефицита для стимулирования потребления и набивания цены. Если "ограниченная" серия станет вдруг безграничной, то она никому не будет нужна. Точнее, покупать ее, может, будут даже больше, только вряд ли заплатят тройную цену. А без максимизации прибыли капиталист не видит смысла дергаться. ИЗОБИЛИЕ ЕМУ НЕ НУЖНО.
* * *
Теперь вернемся к нашему пустынному государству и предпринимателю с автоцистернами. Он знает, что здесь за тонну воды дадут 10 алмазов. А еще он знает, что за 500 километров отсюда есть источник, где можно качать практически бесплатно, зато за 10 алмазов дадут бешеные деньги. Затраты на грузовики и бензин на фоне этих 10 алмазов за тонну выглядят просто смехотворно. Он чует гигантскую прибыль.
Как ее получить? Он должен привезти воду в пустынное государство и продать ее по принятой там цене. Сам он знает, что эта вода ничего не стоит, но говорить об этом покупателям ни в коем случае нельзя, иначе цена рухнет. Сами посудите, ну разве можно сказать человеку: дорогой, я подобрал этот камень вчера на обочине дороги, там еще полно таких же, так что заплати мне за него 10 килограммов золота, как у вас тут принято. Я еще сбегаю и наберу. Это бред. Так что наш предприниматель для получения прибыли идет на СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОБМАН. Он поддерживает иллюзию бешеной нехватки и сложности добычи, чтобы получать сверхприбыль, которую он считает "справедливым вознаграждением за труды".
Да, скоро о его деятельности узнают другие, начнут возить воду и проведут трубопровод, цены упадут, и прибыль пойдет на спад, зато потребности будут удовлетворены и наступит изобилие. Но для нашего предпринимателя это будет крахом всего бизнеса. Поэтому он постарается все держать в тайне, а если это не получится, то потребует себе всяческих исключительных прав на поставку воды и прочее. Сделает всё, чтобы сохранить прибыль.
По такой же схеме европейские колонисты выменивали у туземцев стеклянные бусы и зеркальца на золотые украшения. Главное, не сообщать дикарям, что эти бусы и зеркальца практически ничего не стоят, потому что в Европе их на каждом углу, как грязи. А за своё золото туземцы могли бы получить всё, что захотят.
Отсюда второй вывод: ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ НАПРЯМУЮ СВЯЗАНО С ОБМАНОМ, ТАЙНОЙ.
Поэтому таким пышным цветом в капиталистической экономике расцветает коммерческая, банковская и прочие тайны, бесконечная абсурдная защита авторских прав и патентов. Всё это - поддержание неведения, обман потребителей для получения прибыли.
При этом прибыль тем выше, чем острее нехватка и наглее обман.
Наиболее ярко обе эти тенденции выражены в торговле. Успех торговца определяется размером его прибыли. А прибыль для него - это разница между ценой закупки и ценой продажи. Поэтому он вынужден всячески принижать ценность и нужность товара для получения максимально низких цен в момент закупки, и всячески расписывать необходимость и редкость товара для получения максимальной цены в момент его перепродажи конечному покупателю. И торговец тем успешнее, чем лучше у него получается это жульничество, этот двойной обман. Успех тут отчасти зависит от его актерского мастерства, но отчасти - от способности себе внушить искренность своих утверждений. Он практически верит в то, что говорит. Это самая настоящая шизофрения, или же двойные стандарты.
Древние персы презирали греков за то, что у тех принято торговаться на рынке. Ведь что такое торговаться? Это пытаться изменить цену в свою пользу. Покупатель заведомо предполагает, что цена, установленная торговцем, несправедливая, т.е., по сути, уличает продавца в жульничестве. И сам начинает принижать качество, ценность и нужность товара в попытке сбить цену. Продавец же настаивает на том, что цена - самая что ни на есть настоящая, т.е. упорствует во лжи для максимизации прибыли. "Искусство" торговаться - это мастерство обмана. Рынок, где принято торговаться - это сходка жуликов. Настоящий купец должен ставить честную цену, и покупатель должен молча с ней соглашаться, предполагая, что купец - честный человек. Так ведут дела люди. Жулики же и подонки самозабвенно торгуются и получают от обмана, т.е. от психологического насилия, удовольствие.
Разная культура торговли порождает и разную психологию. Большинство русских людей находится в плену марксистского представления о стоимости как эквиваленте труда. Поэтому по умолчанию предполагают, что стоимость объективна, т.е. привязана к трудозатратам и ресурсам. Поэтому обычно не видят необходимости торговаться, потому что глупо пытаться снизить объективную цену. И цена у русских купцов тоже обычно объективная: затраты на закупку и доставку плюс нормальная прибыль, завязанная на себестоимость.
Но вот русские оказываются в средиземноморских странах. Придет ли нам в голову, что цена в магазине установлена "от фонаря"? Раза в три-четыре выше объективной. Кто был на Востоке, знает, что там запросто можно сбить цену на всё, начиная от текстиля и заканчивая золотыми украшениями, раза в 2. Главное, эти народы вообще не понимают, что такое "объективная цена"! Цена - это то, что удалось выбить из покупателя. При этом предполагается, что покупатель прекрасно об этом знает и начнет торговаться, и в процессе этого поединка оба лжеца получат удовольствие от блефа.
И вот в магазин входит русский. Он склонен либо принять цену, либо отклонить. А если и будет торговаться, то только за жалкие 5-10%, но ему и в голову обычно не придет скинуть цену сразу процентов на 50-60%. Кстати, услужливые торгаши, видя колебания покупателя, с широкой улыбкой тут же предложат скидку процентов 15 "только для вас". И мы клюем на "вежливость и обходительность". В более серьезных делах, например, при покупке дома, русским называют заведомо нереальные цены в уверенности, что "эти безумные русские" согласятся почти без торговли. Русский при этом думает, что если купил дорого, то тем самым сделал приятное продавцу, а даже если и переплатил, то это залог будущих хороших отношений. К сожалению, это ошибка. Торгаш улыбается, но только тому, сколько он смог наварить на этом "русском олухе". Уважение исчезает мигом, и теперь русских дураков будут просто доить. Разумеется, с приторной улыбкой, лицемерно называя "русскими друзьями".
Самое страшное, что в условиях капитализма, когда капитал и средства производства концентрируются на одном полюсе, на другом полюсе появляется масса людей, лишенных имущества, которым остается только одно - продавать свой труд. Обычный найм на работу становится разновидностью торговли, где продавцом и товаром выступает сам человек. Трудоустройство на высокую зарплату начинают называть "дорого себя продал". Или дешево - это уж как сторговался. Зарплата перестает базироваться на объективных критериях и становится предметом торга. Человек превращается в товар. Каждый становится продавцом. Торгашом. Со всеми вытекающими. В первую очередь, нужно искать дефицитные специальности, потому что в условиях изобилия работников сходной квалификации рассчитывать на повышенный оклад не приходится. И нужно учиться себя продавать, т.е. подавать в выгодном свете. Учиться обманывать, блефовать. Всячески раздувать и превозносить свои достоинства и прятать недостатки. Ведь возьмут на работу и начислят зарплату по итогам собеседования, а не из учета реальных успехов. Есть успехи - хорошо. Нет - не беда. Можно навешать лапши на уши. Искусство блефа при трудоустройстве - желанное качество, ему даже специально учат. Поэтому в капитализме складывается специфический тип личности - индивид с маркетинговой ориентацией. Это означает, что главное - как ты выглядишь, твой имидж, а какой ты на самом деле - неважно. КАЗАТЬСЯ, А НЕ БЫТЬ - вот императив. И нас учат, как нужно улыбаться, как правильно двигать глазами и руками, что нужно сказать и как повернуться, чтобы привлечь внимание и расположить к себе собеседника. И т.д. и т.п. Нужно притвориться, сыграть роль, обмануть. Воспользоваться результатом, а там видно будет. Главное, не нужно совершенствовать себя (но свой имидж - обязательно), нет необходимости быть хорошим человеком, трудолюбивым и квалифицированным работником. Главное - нагло и нахраписто демонстрировать свою успешность, энергичность, размахивать дипломами и убеждать в своей невероятной ценности. Главное - создавать имитацию бурной деятельности. Чем отчаяннее блеф, тем больше прибыль, т.е. разница между тем, что ты есть на самом деле и тем, сколько тебе платят.
Впрочем, продажа самого себя - это все же не торговля, а некое ремесло. Чистые навыки торговли мы можем повсеместно наблюдать в современных офисах: начальник любого уровня начинает приписывать все успехи отдела лично себе (гениально организовал работу среди "тупых ленивых сотрудников"), а неудачи спихивать на "нерадивых подчиненных" (а что вы хотите от таких "тупых разгильдяев", с которыми "приходится" работать). По сути, это скупка труда задешево и перепродажа наверх задорого.
Англосаксы - старый торговый народ, ветераны капитализма. У них поколениями шел отбор по успешности в торговле. Они - генетические, патологические лжецы и шизофреники. И это очень страшно, ведь они могут на полном серьезе одновременно утверждать совершенно противоположные вещи. Отсюда их знаменитое лицемерие и политика двойных стандартов. Да даже любимые карточные игры англосаксов строятся на том, чтобы "отчаянно блефовать" и стать самым успешным в обмане.
Тут же будет уместным упомянуть и еврейскую хуцпу. Ху́цпа - присущее евреям свойство характера, приблизительно описываемое как дерзость или наглость, выходящая за пределы того, что другие считают возможным и в состоянии вообразить. У самих евреев хуцпа означает особую смелость и рассматривается скорее как положительное качество, поэтому носители хуцпы ведут себя так, будто их не заботит вероятность оказаться неправыми. Хуцпа также определяется как "особо циничная, подлая, наглая ложь", "верх цинизма и наглости, парализующий оппонента". Другие определения, которыми часто обозначают понятие "хуцпа", - сверхнаглость, бессовестность, бесцеремонность, нахальство, хамство, нетерпимость по отношению к другим, дерзкое и наглое лицемерие. Часто эти определения употребляют с приставкой сверх- и другими словами, подчеркивающими превышение всяких норм и выход за рамки установленного: "сверхнаглость", "сверхложь", "экстраординарная наглость", "необыкновенное нахальство", "неслыханное вранье", "невиданная дерзость", "запредельная бесстыжесть", "небывалая бесчестность" и т. д. А что еще остается делать, если надо успешно торговать?...
Впрочем, не будем любую торговлю мазать черной краской, ведь она сама по себе - лишь инструмент, важный элемент системы распределения произведенного продукта. Как раз на примере торговли очень хорошо видна важность изначальных идеологических установок. Ведь указанные выше проблемы напрямую связаны с изначальной установкой торгаша на максимизацию прибыли. Его сознание действует в рамках, заданных хрематистикой. Но предположим, что торговлей занялся честный человек, заботящийся о максимальном удовлетворении потребностей своей общины. Назовем его купцом, сознание которого действует в рамках, заданных экономикой. Он собирает излишки произведенного общиной продукта и везет их на продажу (или обмен) на другие рынки, где в таких продуктах ощущается нехватка. В свою очередь он закупает на этих рынках те продукты, в которых нуждается его община, и доставляет их домой. Такая торговля связывает хозяйство страны в единый гармоничный организм. "Это возможность приносить пользу, возможность внести свой вклад. Торговля склеивает нашу цивилизацию в единое целое, и для человека, любого человека, не может быть более достойной профессии" (Клиффорд Саймак "Почти как люди").