Второй день оказался посвящен в основном современной Швеции, вернее, Швеции XX века. Модерновые стеклобетонные громадины, "украшающие" собой центр города, словно срисованы с улицы Новый Арбат, подземелий Манежа, бесчисленных (и бессмысленных) московских шоппинг-центров, и временами у меня появлялось чувство, что я вообще никуда не уезжал... К счастью, не всегда.
И еще немного шведского метро (станция "Odenplan"), кафельного и скучного.
Мы приехали к городской ратуше (Stadshuset), которую можно было посмотреть изнутри, но только в ходе регулярных экскурсий.
Ратуша - здание начала XX века, построенное "в традициях"... а вот в традициях чего - сказать трудно, архитектор вдохновлялся и Римом, и Венецией, и Скандинавией, а во внутреннем убранстве его фантазия разыгралась просто необычайно. Каждый зал - в своём стиле.
"Голубой зал". Здесь проходят торжественные заседания Нобелевского комитета. Есть и свой орган...
Эротический сон Андре Андерсена. :)
Вероятно, небезызвестный Святой Эрик (о нём - позже).
Зал заседаний городского парламента.
Когда мы зашли купить билет, экскурсоводша вдруг ответила нам на русском языке с очень знакомым акцентом. Оказалось, что она из Клайпеды, вышла замуж за шведа и уехала в Стокгольм... Что ж шведу в Клайпеде не жилось-то? :)))
"Это не Сталин!" - объяснила она на всякий случай.
А потолок в этом зале решили не делать. Равно как и красить основной, "Голубой" зал в обещанный голубой цвет - мол, кирпич красивее. Вообще, импровизировали архитекторы много :) Старались воссоздать ощущение старины по всякому - например, заставляли рабочих лепить кирпичи вручную и потом их затаскивать наверх без крана и лебедки.
Шведский пролетариат.
Эротически-банкетный зал.
А раскрашиванием этой стены занимался один из тогдашних шведских принцев. Трудился несколько лет.
Невесомость.
Ужо я вам!
Это фрагмент декорации зала на втором этаже. Здесь фрагменты истории Швеции, в том числе и новейшей, но в таком лубочно-мозаичном духе. Занимался этим некий немецкий художник, и, говорят, в спешке сделал немало глупостей. Например, где-то нарисовал две короны вместо трех, а фигура Св.Эрика на коне чуть-чуть не поместилась и у нее потолком была обрезана голова. На что автор ответил, что Эрику вообще-то отрубили голову, так что историческая правда соблюдена.
А это - Карлсон... т.е. Эриксон, шведский изобретатель, который эмигрировал в Америку, изобрел там много полезных (и вредных) вещей, его придумки сыграли немалую роль в победе Севера над Югом...
Принцесса была прекрасная... или ужасная... в общем, эта шведская Родина-мать тоже вызвала немало споров после ее создания.
Родина-мать охраняет Швецию от напастей с Запада...
...и с Востока.
А вот мозаичная техника вблизи.
В конце экскурсии я даже порадовался, что мы зашли не в Королевский дворец (он был закрыт на зиму) или какой другой символ старины, а в Ратушу. Она показывает, что даже "новодел" может быть красивым и интересным, если его авторы подходят к созданию с душой и пониманием...
Гротик-эротик снаружи дворца.
И львы, почти как на стрелке В.О.
Немного заглянули в Гамла Стан днём. Народу больше, лавки открыты, а такой ночной магии уже нет. И рождественские елочные звезды снимают прямо на наших глазах.
А ёлки безжалостно свалены на площадях.
В лавках - всё те же лошадки, лоси и разномастные кружки (ни одного Карлсона и Нильса), но есть и интересные исключения.
Дальше - короткий перешеек между Гамла Станом и Сёдермальмом. Он называется Слюссен (Шлюз). Рядом - киоск с устрашающего вида рыбными гамбургерами и бесплатный ГосМузей (StadsMuseet). Довольно бестолковое собрание всего подряд, где-то на уровне среднрей руки провинциального краеведческого музея.
Мини-инсталляция на тему борьбы с ведьмами в средневековье. Злой голос на фоне твердит по-шведски что-то вроде "потому что нельзя быть красивой такой".
Расхваленный всеми путеводителями Катарина-лифт не работал. Но можно было подняться пешком по множеству лесенок. Местные матвиенки довольно плохо следят за лесенками, всё в снегу и льду, но как-то всё-таки добрались.
Зато оттуда - масса красивых видов на всё подряд.
Полюбовались, померзли, и бегом в метро.
Одна из красивых станций - Кунгстрадгорден, выдолбленная прямо в скале. (Забегая вперед - таких несколько, и станции-пещеры выглядят очень внушительно, особенно огромная железнодорожно-подземная станция в аэропорту Арланда).
Масса украшений - львы, статуи, даже целый садик в древнеримском стиле.
Оттуда мы направились на остров Скепсхолмен, где находится Музей Современного Искусства (Modernamuseet) c разрекламированной выставкой Сальвадора Дали. Помимо Дали, там - Пикассо, Кандинский, Уорхолы всякие, много других интересных и странных произведений. Из них мне надолго запомнилась некая, скажем так, инсталляция, состоящая из одного шланга-кольца и другого, свисающего с кольца вниз. Я взял диктофон-путеводитель, нажал кнопочку, и голос начал мне рассказывать - про трудное детство художницы, ее становление, личную жизнь, проблемы осознания своей сексуальности и еще бог весть что... я уже прошел три зала, а диктофон всё говорил.
А на фото - скульптура перед входом в музей. Называется "Четыре стихии". Все фигни стихии еще и крутятся...
На выставку Дали отведено два зала. Толпы культурных шведов (иные чуть ли не с младенцами) обступали крошечные полотна автора. В другом зале рассматривались другие культурные достижения великого испанца - карандашные рисунки, модели костюмов, обложки журнала "Vogue" и даже дизайн логотипа леденцов "Чупа-Чупс".
Провожает уходящих из музея еще одна авангардная скульптура.
Продолжение следует.