Продолжаю нашу шведскую эпопею. В прошлый раз речь шла о прогулке по парку "Скансен" на острове Юргорден. Мы проблуждали до четырех часов, и не заметили, как стемнело, а еще хотелось посетить хотя бы расхваленный всеми "Ваза-музей" - экспозицию, посвященную знаменитому кораблю Vasa.
http://www.vasamuseet.se/InEnglish/international/Russian.aspxПолтора часа - вроде бы достаточно времени, чтобы просто "посмотреть на корабль", каким бы знаменитым он не был, но как бы не так...
Экспозиция оказалась настолько насыщенной, что в шесть с лишним вечера экскурсоводы нас выгоняли оттуда чуть ли не метлами.
Начнем с того, что Vasa - единственный реальный корабль XVII века, доживший до наших дней. Сохранить его в целости помогло, как водится, несчастье. В 1628 году, едва спущенный на воду, корабль торжественно... затонул прямо в гавани Стокгольма на глазах у многочисленной публики.
Корабль унёс на дно все свои пушки и шлюпки; человек 30-50 навсегда остались в трюме, большинству же удалось выплыть и их спасли подоспевшие лодочники. Разразился государственный скандал, но найти виновных в гибели "шведского Титаника" так и не удалось - главный конструктор умер, не успев достроить корабль, а остальные просто очень торопились, чтобы угодить королю и с блеском отрапортовать о сдаче объекта.
Сейчас историки считают, что у шведов просто не было опыта создания таких больших кораблей, и "Ваза" вышла слишком неустойчивой. Два ряда пушек вместо одного только усиливали риск.
Пролежав под слоем воды и ила несколько веков, корабль был извлечен на поверхность только в 1961 году, когда техника "доросла" до такой масштабной задачи. Это просто чудо, что всё сохранилось настолько хорошо - деревянная резьба, мельчайшие детали отделки... Только канаты, понятное дело, новые.
Восстановив и законсервировав корабль (каждая дощечка была обработана специальным полимерным раствором), шведы не просто открыли экспозицию. Они создали целый мир старинной Швеции вокруг него - с фигурами людей того времени, картами битв, историческими выкладками...
Вот, например, реконструкции лиц найденных останков матросов.
А каждый найденный в корабле предмет выставлен на одном из пяти этажей музея, идущих ярусами вокруг корабля. На саму "Вазу" входа нет - это дерево слишком хрупко и едва держит вес самого себя.
Вот таким был корабль-красавец, когда его спустили на воду. А позади - он сам, и от этих размеров просто дух захватывает.
Покинув музей, мы пошли немного погулять в парк неподалеку (по сути, весь остров Юргорден и есть парк...) Рядом маячили башни Nordiskmuseet - чернее-черного на фоне желтоватого (от городских огней) неба. Я прыгал вокруг этой красоты со своей мыльницей минут 15, пытаясь это как-то поймать.
В парке у воды растут березы в три обхвата...
А вдалеке виден силуэт телебашни.
На вечер у нас была запланировала встреча с Эриком Хаммарстрёмом, барабанщиком Flower Kings (по крайней мере, никто не говорил ему об обратном). Замечательный парень, наш ровесник, он очень обрадовался встрече и пришел со своей женой - тоже шведкой, она пишет для каких-то местных газет. Удивительно, как всегда легко получается контакт со шведами - порой кажется, что мы думаем на одном языке! Он предложил поехать на концерт "одной джазово-импровизационной группы". Мы с радостью согласились, хотя и слабо представляли, что это и куда едем.
Клуб "Странд" находится в районе Сёдермальм, прямо на набережной. Как сказал Эрик, раньше там были гаражи. Теперь - серия кафе и клубов. Выступающие группы скрывались под малопонятными названиями "ASS" (инициалы некоего гитариста) и "Fire!", причем первую команду мы почти пропустили.
А вот вторая звучала просто убийственно хорошо. Саксофонист, пол-концерта игравший на клавишных через многочисленные дикие примочки (это был скорее шумовой, чем мелодический инструмент), очень жесткий и вместе с тем умный и чувствующий музыку барабанщик, скромняга-басист, плюс тот самый гитарист из Ass в качестве гостя. Мы радостно хлопали и благодарили Эрика за дельный совет. И только потом в интернете я прочитал, что лидер группы, саксофонист Матс Густафсон - один из столпов шведской импровизационной музыки, более того, однажды он выступал в Москве в "Доме" :))). А так бы и не узнали.
Концерт закончился странно. Сперва какие-то парень с девушкой выкатили сбоку от сцены столик с "вертушкой". Потом ведущий концерта с ними о чём-то спорил и жестикулировал. Потом он же вместе с кем-то еще, с двух сторон, торжественно и аккуратно... задернул занавес перед сценой. А музыканты столь же аккуратно завершили свой финальный номер. Через пятнадцать секунд в зале уже вовсю звучали диско-ритмы, меломаны начали искать спасения в соседних залах, а через полчаса, выходя из "Странда", мы видели довольно длинную очередь из желающих "клубиться".
Машина Эрика была припаркована где-то не очень близко, и по дороге мы наткнулись на... музыкальный магазин. "Это единственное место в округе, которое работает до 12 ночи!" - объяснил Эрик. Для шведа это точно подвиг. Там на нас быстро набросился... нет, не продавец (он на фото). А какой-то гитарист лет 45, имя которого я запамятовал. "Это лучший гитарист в городе!" - сказал Эрик. "А где он играет?" - "Да нигде". Как это типично для "лучших гитаристов" :)))
Продолжение следует.