Отправляясь в отпуск, традиционно проложил свой маршрут в тёплые края по не самым ровным дорогам - через Саратов и Волгоград.
1. Днём, 18 сентября, проезжая через Волгоград, увидел вот такую картину возле свеженького здания по адресу ул. Волгоградская, 109. Это неподалёку от локомотивного депо станции имени Максима Горького. Разумеется, невозможно было не сделать короткую остановку. И виною тому не только столь необычное сочетание цветов.
2. Обойдя паровоз, увидел и маляров за работой.
Здесь паровоз в первой стадии покраски - только лишь нанесён слой грунта. А до того старую краску ободрали пескоструйкой. Дождавшись перерыва в работе малярной бригады, несколько минут пообщался с ними. Оказалось, что бригада эта совсем не малярная, а очень даже локомотивная. И не потому, что красят локомотивы, а потому, что водят их. Только, современные. Один из ребят поведал, что его отец работал на паровозе. Потому и согласился временно переквалифицироваться из машинистов в маляры для приведения в приличный внешний вид этого паровоза. Ещё он поведал, что некоторое время назад каждую весну на старенькой "копейке" приезжал сюда старичок, который работал на этом паровозе и подкрашивал железную машину к майским праздникам. Да вот только в последние два года уже никто не приезжает. Насколько оно соответствует действительности, судить сложно. В конце заметки приведу цитату из Викимапии, которая, возможно, немного объяснит происхождение этого паровоза и мои сомнения. Возможно, тем мужичком был кочегар котельной. А может, это лишь легенда, кто знает...
По замыслу местных железнодорожных руководителей, этот паровоз должен обрести по максимуму изначальные внешний вид и внутреннее обустройство будки - рабочего места паровозной бригады. С этой целью были перерыты архивы и найдена схема окраски тех лет. Как скоро должны закончиться работы - вопрос туманный. К тому же, некоторых деталей, пока не хватает. Поболтав ещё немного о том, да о сём, для себя я решил, что на обратном пути загляну сюда ещё раз.
3. На обратном пути, 29 сентября внешний вид локомотива уже существенно изменился. Свежая, слишком блестящая краска сильно отражает свет и цвет неба. Работа ещё не закончена, очень сильно покраску притормозили дожди. Впрочем, и в этот день погода радовала лишь пронизывающим холодным ветром.
4. Однако, решил заснять немного деталей. Табличка на локомотиве. С этими табличками не всё однозначно. В конце скопипастил статью из Викимапии, там есть кое-что про этот паровоз, что заставляет во многом усомниться.
5. И табличка на тендере.
6. Далее просто немного деталей. Ну да, тяга немного погнута.
7. Бандаж колеса выпущен в 1963 году. Если только колёсные пары не меняли, можно предположить, что примерно с середины 60-х паровоз стоял где-то в резерве.
8. На "ведущем" колесе, куда подходит тяга от паровой машины, нет реборды. Впрочем, не только этим оно отличается от других колёс. Так надо :-)
9. Ещё вид, немного под другим углом.
10. И звезда с прожектором.
11. С правой стороны паровоз выглядит пока не так нарядно. Работы продолжаются.
Прощаюсь с локомотивно-малярной бригадой и двигаю дальше.
Паровоз-памятник Л-0088 (Л-2061) с табличкой от паровоза Л-5111 (Волгоград)
Построен Ворошиловградским заводом в 1953г. Установлен в 1997. Списан: 04.2014
Изначально был нанесен номер Л-5111, перенумерован в Л-2061, перенумерован в Л-0088.
"Л-5111 в сцепе с тендером Л-4136 был отправлен в 2007 г. из депо Имени М.Горького на волгоградский завод «Красный Октябрь» в порезку. В том же году Л-0088 в сцепе с тендером Л-2046 был порезан в депо. А этот паровоз первоначально был установлен на пьедестал как Л-2061, с чужой зав.табличкой"
Когда в 90-х годах речь зашла об установке памятника, то его решили посвятить как железнодорожникам, так и шахтерам. Инициатором установки памятника выступили ветераны станции им. Максима Горького. Их идею поддержало руководство местного депо, отправив соответствующий запрос сразу в два министерства - транспорта и обороны. Все дело в том, что паровозы, надобность в которых отпала еще в 1964 году с переходом на эксплуатацию тепловозов, на переплавку не пустили. Их поставили на консервацию: случись война, паровозы можно будет быстро выгнать из ангаров и работать на них. Будущий памятник - паровоз №5111 долгие годы простоял на хранении на станции Чир.
Выбор пал на этот паровоз лишь потому, что он находился в наилучшем состоянии, И хотя паровоз после соответствующей подготовки мог двигаться своим ходом, его полностью расконсервировать не стали, а притащили на станцию имени Максима Горького тепловозом. Здесь в 1997 году в канун празднования Дня железнодорожника паровоз №5111 и был установлен на пьедестал. Чем же объяснить, что во многих официальных документах датой установки памятника-паровоза железнодорожникам и шахтерам считается 1977 год? Дело в том, что возле здания локомотивного депо действительно всегда стоял паровоз такой же серии, как и памятник - "Лебедянка". Его часто видели проезжавшие мимо граждане, по ошибке принимая за памятник. На самом деле паровоз использовался в зимнее время для обогрева здания депо паром. Понятное дело, что к майским праздникам этот самый паровоз приводили в порядок - ремонтировали, красили, убирали прилегающую территорию. С годами, когда была пущена в эксплуатацию котельная, надобность в паровозе исчезла, и его убрали.
На картах этот паровоз обозначен под номером "Л-0088". Однако, список сохранившихся паровозов в Википедии этого не подтверждает.