Про шарф голубой, блондинку и скетинг-ринги в Санкт-Петербурге

Jul 16, 2013 09:14



СКЕТИНГ-РИНГ •англ. skating-ring (спорт.) Специальная площадка, чаще в закрытом помещении, с гладким асфальтированным полом для катания на особых роликовых коньках (Толковый словарь Ушакова).

НА СЪЕЗЖИНСКОЙ В ДОМЕ ШЕСТОМ
Жила в Петербурге блондинка,
На Съезжинской в доме шестом,
Была хороша, как картинка,
И нежная очень притом.

Ах! Крутится, вертится шарф голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть.
Кавалер барышню хочет украсть.

Три недели назад на Петроградской стороне у дома № 6 по ул. Съезжинской состоялся замечательный флэш-моб. Группа очень хороших людей с голубыми шариками исполнила народную песню «Крутится, вертится». Человек в ковбойской шляпе, лихо аккомпанирующий честному народу на аккордеоне - это мой френд Юрий «Фагот» Тагиров, он же yufagot .

image Click to view



Автор с удовольствием поучаствовал бы во всем этом, благо вокальными данными Бог не обидел. Даже просмотр ролика с таким искренним и задорным исполнением неувядаемого шлягера оставил в душе редкое состояние незамутненной радости.
А, вот, «шар голубой», честно говоря, меня всегда смущал. Если это воздушный шарик, то почему он хочет упасть? Если это символ Земного шара... зачем он над головой?

Вероятный текст первоисточника народного хита взят эпиграфом к главе. Там поется про «шарф голубой». Легкий такой, раздуваемый ветром на плечах у барышни, что вроде, все ставит на свои места.
Вот его продолжение:

Таких прехорошеньких ручек
Не видел на свете никто.
Ходил к ней кудрявый поручик
В нарядном и светлом пальто.

Ах! Где эта улица, где этот дом?
Где эта барышня, что я влюблён?
Вот эта улица, вот этот дом,
Вот эта барышня, что я влюблён.

Но вскоре то счастье пропало
На самый ужасный манер.
Поручику стряпка сказала,
Что «стал к ней ходить анжинер».

Ах! Где эта улица? и т. д.

Поручик на скетинге-ринге
Увидел красотку в окне.
Он к ней подошёл и блондинке
Хватил кулаком по спине.

Ах! Где эта улица? и т. д.

Всегда так на свете бывает.
Окончился этот роман.
Мужчина от страсти пылает,
А женское сердце - обман.

Ах! Крутится, вертится шарф голубой и т. д.

Однако народ и сегодня упорно поет про шар.
Так что же все-таки там крутилось, и где произошла драматическая развязка этого романа ( «...блондинку хватил кулаком по спине») ?

Попробуем в этом разобраться. А заодно попытаемся воскресить одну забытую страницу петербургской жизни начала прошлого века.

ОТ ДЕДУШКИ РУССКОГО РОМАНСА К СОВЕТСКОМУ СЕКС-СИМВОЛУ
на Смоленском православном кладбище Петербурга сохранилась красивая мраморная стела с крестом и надписью
«ДѢДУШКѢ РУССКАГО РОМАНСА» .
Это надгробье композитора и генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Титова (1800-1875). Свое лестное прозвище он получил еще при жизни в нестаром возрасте, и было оно признано, между прочим, Глинкой и Даргомыжским.

Романсов он написал за свою жизнь более 100. И самым популярным из них был «Шарф голубой» на слова M.A. Маркова (1830). Его, как говорят, исполняли всюду - в салонах, на вечерах, домашних концертах и прочих тусовках. Барышни старались соответствовать модному стандарту и надевали на плечи голубые шарфы.

Слова романса были, как и полагалось, сентиментальными и душещипательными:

Шарф голубой! Шарф голубой!
Как часто, унылый,
Играл я тобой
На груди у милой
И таял в объятьях красы неземной.

Под сенью ракиты, в безмолвии ночи,
Вкруг стана обвившись горячей рукой,
Лобзал я богиню в ланиты и в очи
И дерзко боролся с тобой...

Творчество Н.А.Титова иногда называют дилетантским и грешащим против музыкальной грамматики. Я очень рекомендую всем пройти по этой ссылке и прослушать романс «Шарф голубой» в блестящем исполнении Ларисы Курдюмовой (трек № 2).

Думаю, вы оцените его мощную и удивительно красивую мелодию, равно как и композиторский дар автора.



А что же было дальше?
Исследователь городского фольклора филолог и композитор Наум Шафер разыскал песню - аллюзию на романс «Шарф голубой». Появилась она в конце XIX в., ее автором, кажется, является Ф. Садовский (его же - «Мой костер в тумане светит»). Прослушать ее можно здесь (трек 5), и эту мелодию, разумеется, узнает каждый.

Кавалер, мечущийся городу с вопросами: где эта улица, где этот дом, так поет о причинах своих страданий:

На все я готов, я во власти твоей,
Умру от тоски, коль не будешь моей!
Любил я, люблю, вечно буду любить.
Зачем же меня понапрасну томить?

В саду под скамейкой записку нашел:
«Свиданье в двенадцать»! Я в десять пришел.
Минуты за годы казалися мне,
Вдруг шорох раздался в ночной тишине.

Я ночи пройденной забыть не могу,
С тех пор еженощно встречались в саду.
И в вечной любви мы клялися вдвоем,
Луна и скамейка свидетели в том.

Крутится-вертится шарф голубой,
Крутится-вертится над головой,
Крутится-вертится, хочет упасть -
Кавалер барышню хочет украсть!

Замена шарфа на шар произошла с легкой руки обаятельного секс-символа советской эпохи Бориса Чиркова. Во время съемок фильма «Юность Максима» (1934г.) ему вспомнилась песня, которую он несколько раз слышал: «И от неожиданности я заголосил, даже сам как следует не понимая, слова какой-то песенки, слышанной мною не раз, но уже давным-давно позабытой».

Так с тех пор и напевает народ два переиначенных куплета, являвшихся в исходном варианте припевом.
Впрочем, вдова Б.П.Чиркова, Людмила Юрьевна, знала полный текст. Но приводила его вот в каком варианте ( источник ):

В Москве проживала блондинка,
На Сретенке, в доме шестом,
Была хороша, как картинка,
И нежная очень притом.

Ах! Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть.
Кавалер барышню хочет украсть (далее см. начало поста).

Вот мы и вернулись к первоисточнику. Что можно сказать о его происхождении? Место рождения - разночинная городская окраина. Время - начало XX в., о чем говорит упоминание скетинг-ринга.

Но где же разворачивался этот любовный роман, в Петербурге на Петроградской стороне или в Москве на Сретенке?!

ГДЕ ЭТА УЛИЦА ИЛИ ПЕТЕРБУРГСКИЕ СКЕТИНГ-РИНГИ
На рубеже XIX-XX веков мир охватило модное поветрие - роликовые коньки.
Связано это было с появлением общедоступной и безопасной их модели, именуемой «квады». Только на открытии скетинг-ринга в Чикаго в 1902 г. присутствовало 7000 чел.




В наше многострадальное Отечество роликомания пришла с запозданием, и ее пик пришелся на начало 1910-х гг.

Предоставим слово Валентину Катаеву («Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона»):


В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки - заграничная новинка, - о которых мы до сих пор не имели понятия.
Превосходная штука!
Я увидел их впервые, когда по асфальтовому тротуару мимо наших ворот с шумом проехал незнакомый реалист, показавшийся мне гораздо выше своего настоящего роста. На его ногах я увидел металлические роликовые коньки, прочно прикрепленные к ботинкам ремешками с блестящими пряжками.<...>

…Но это оказалась не только детская забава. Почти одновременно с детьми ею завладели взрослые господа и дамы, превратившие катание на роликовых коньках в некое вечернее, даже ночное развлечение вроде кафешантана. Появилось новое, самое модное слово «скетинг-ринг», в понимании нашем, мальчиков и девочек, звучавшее как-то даже не совсем прилично, даже порочно.

Скетинг-ринг представлял собою асфальтовый каток в специальном закрытом помещении, у входа в который вечером зажигались гелиотроповые электрические фонари и на жаркую улицу вылетали зазывающие звуки матчиша, в которых тоже чудилось нечто порочное.

Туда ходили молодые богатые господа и дамы с роликовыми коньками в руках, иные подкатывали на лихачах, и мы, мальчики, смутно догадывались, что дело тут не только в катании на роликовых коньках.

Разумеется, я ни разу в жизни не был в скетинг-ринге и не видел, что там делается. По слухам, там мужчины и женщины танцевали на роликах вальс, прижимаясь друг к другу, а позже, ближе к полуночи, откалывали «ой-ра, ой-ра!» и кекуок, а вокруг асфальтовой площадки, за деревянными барьерами с бархатным валиком, возвышались столики, покрытые крахмальными скатертями, возле которых на специальных подставках блестели запотевшие серебряные ведра с битым льдом, откуда выглядывали золотые горлышки шампанского «редерер»...

Петербург по количеству открываемых скетинг-рингов был, разумеется, «впереди планеты всей». Самый скандально известный из них был сооружен в 1910 г. на Марсовом поле. Взгляните на редкий снимок в заголовке поста - он здесь, слева за памятником Суворову, в помпезном здании с колоннами и надписью American Roller Ring.

Сотворил это чудо Евгений-Карл Шреттер, архитектор австрийского происхождения, принявший российское подданство в 1901 г. Других его сооружений в Петербурге, кажется, не было.

А это его интерьеры:



Открытки, великолепно передающие ауру заведения (получившего в народе прозвище «Дворец пьяноблудия»)






Здание это, изрядно портившее вид на Мраморный дворец и Летний сад, простояло 4 года и было снесено.

Вернемся в интересующий нас район города. «Петербургская сторона в начале XX века - это что-то вроде Булонского леса и Елисейских полей, жалкой потугой на которые строился Каменноостровский проспект. «Скетинг-ринг» (для катания на роликовых коньках), «Аквариум», «Спортинг-палас», - одни названия остались, как и знаменитых некогда «Ливадии», «Аркадии», «Виллы Роде» . (К.К.Ротиков, «Другой Петербург»).

Именно здесь были реализованы самые масштабные проекты. Это «Спортинг-палас» на Каменноостровском пр., 42, возведенный на средства купцов-миллионщиков братьев Александра и Николая Башкировых. Авторами проекта были архитекторы А.Е.Белогруд и С.Г.Гингер.



Фасад «Спортинг-паласа» украшал величественный многоколонный портал, который венчала четверка лошадей. Помимо скетинг-ринга здесь были синематограф, шикарный ресторан и большой концертно-театральный зал.









Открытие заведения состоялось 12 января 1911 г.: «Кассиры не успевали продавать билеты на столь престижное мероприятие. На треке под звуки военного оркестра каталось множество пар изящных молодых людей, а у его барьеров за столиками развлекались нарядные горожане, голоса которых и смех разносились по всему зданию».

Мало кто узнает в этой постройке нынешний ДК имени Ленсовета. Столь основательная перестройка была осуществлена советами в 30-е гг. прошлого века. Авторы конструктивистского проекта - арх. Е.А. Левинсон и В.О. Мунц.

Другим спортивно-развлекательным сооружением на Петроградке был «Колизей» (не путать с «Колизеем» на Невском пр., 100). Этот «новый грандиозный театр у Троицкого моста» открылся в 1908г. на Кронверкском пр., 11, между переулками Конным и Дункиным.



Деревянное здание «Колизея» было возведено архитектором Я.Г.Гевирцем. В сентябре 1909 г. рядом заработал «Новый цирк», впоследствии переименованный в цирк «Модерн». В «Колизее» функционировал скетинг-ринг. Он выглядел, кажется, так:



В 1917 -1918 гг. в цирке «Модерн» проходили революционные митинги (выступал даже тов.Ленин), а в начале 1919 г. деревянное здание пострадало от пожара и было разобрано на дрова.

Мода на скетинг-ринги прошла довольно быстро, «роликам» было суждено возродиться совсем в другую эпоху. А в свое время она приводила к нешуточным драмам. Например, к разводам, как описано у А.И.Куприна в рассказе «Мученик моды» .

Сама же Петроградская сторона довольно долго оставалась уютным предместьем, где высоченные каменные здания и спортивно-развлекательные комплексы соседствовали с деревянными домиками, пустырями, огородами. Соседняя со «Спортинг-паласом» речка Карповка была не засорена, «...летом в ней купались и ловили рыбу. Берега ее, ничем не стесненные, были покрыты густой травой; весною, когда расцветали одуванчики, трава превращалась в ярко-желтый ковер. В праздничные дни на берегах Карповки любил отдыхать простой народ» ( источник ).

Потому-то и кажется, что наша песня про блондинку, шарф голубой и поручика, родом именно отсюда.

Информации о скетинг-рингах в Москве мне найти не удалось. Интересно услышать мнение самих москвичей на этот счет.

Основные источники:
Сайт http://oldsp.ru/
Сайт ПЕРВАЯ РОЛЛЕР ШКОЛА РОССИИ .
Часть снимков заимствована из журнала lobgott , которому автор искренне признателен.
ЗДЕСЬ можно прослушать разные варианты песни «Крутится, вертится» .
Up