начало здесь:
http://v-pole.livejournal.com/359025.html Ну а теперь про аналогии.
Понятно, что пустыня в данном случае вполне себе выпуклая метафора правильного места где всё обнулить и начать сначала. В широком смысле. И наверняка излишне напоминать тут про Неопалимую Купину, дарование Торы и сороколетние блуждания туда-сюда.
Хотя пророки-то сами не раз и не два поминали те минувшие дни как исполненные юношеской романтики:
И было сказано мне слово Господне: Иди и возгласи в слух Йерушалаима, говоря: так сказал Господь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, (как) шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной. (Иерм. 2:1-2)
Или вот еще:
Как виноград в пустыне нашел Я Йисраэль, как первый плод смоковницы в начале созревания ее увидел я отцов ваших... (Ош. 9:10)
И все-таки чаще пустыня всплывает, если так можно сказать, в пророческих текстах когда не до лирики. И есть несколько наиболее часто встречающихся мотивов:
Цветущая некогда земля иссохнет в пустыню, Но не сама по себе, а по вине народа, который нарушает взятые на себя обязательства и вообще ведет себя из рук вон:
10. Ибо город укрепленный безлюден, жилище покинуто, оставлено, как пустыня. Телец будет пастись там и покоиться, и истребит все ветви его. 11. Когда ветви его засохнут, обломаны будут, женщины придут и сожгут их. Так как это народ неразумный, то Создатель его не сжалится над ним, и не пощадит его Творец его. (Ис. 27:10-11)
Цветущая вновь пустыня станет символом расцвета обретенной вновь любви Б-га к своему народу:
Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь, и расцветет, как лилия. (Ис. 35:1)
Ну и где как не в пустыне может эта вечная любовь расцвесть с новой силой:
16. Поэтому приманю Я ее и приведу ее в пустыню, и обращусь к сердцу ее. 17. И оттуда (из пустыни) дам Я ей виноградники ее, а из долины Ахор (скорби) - врата надежды; и воспоет она там, как во дни юности своей и как в день исхода своего из земли Египетской. (Ош. 2:16-17)
Ну вот так примерно, в очень общих чертах.
Так что если теперь вернуться к Иоанну, которого конечно правильней было бы назвать не крестителем, а баптистом, т.е. совершающим омовение водой (греч.), то в свете всего вышеизложенного становится очевидным, что пустыня в этой истории вовсе не случайный персонаж.
А на тему нового Израиля и нового Завета может как-нибудь в другой раз.
Шавуа Тов!
![](http://www.bigsauron.ru/valid1008_h33d388bfa08437e888e961c5f1b386e2.jpg)