Тема интимная и в какой-то мере запретная. Предвижу, что кто-то будет говорить: "Не надо копаться в чужом грязном белье". Тем не менее. Постараюсь говорить только о фактах. Впрочем, право на моральную оценку за собой оставляю.
Со слов матери Цоя, известно, что его бабушка делала аборт, который окончился неудачно. В результате родилась ее сестра, тетя Виктора Цоя - Гусева Вера Васильевна. Это обстоятельство сильно отразилось на ее психическом состоянии, которое усугублялось алкоголизмом. В семье самого маленького Виктора тоже было не всё гладко. Его отец, Роберт Максимович, несколько раз уходил из семьи, что сильно травмировало мальчика (по воспоминаниям матери).
Сохранилось воспоминание какой-то женщины (публикация в одной из газет). Она утверждает, что в период учебы в ПТУ Цой стал ее первым мужчиной. Это примерно 1980-82 год (впрочем, можно сомневаться в достоверности этих воспоминаний).
Примерно к этому времени относится знаменитая фотография Цоя с панками. Цой в конце 70-х являлся членом ленинградской панковской тусовки. Его приятель А.Панов (Свин), вдохновляемый будущим идеологом советского некрореализма Е.Юфитом (Юфа), устраивает всевозможные панк-акции. Однажды тусовка выехала на загородную прогулку. Компанией распивали водку, устраивали хулиганские импровизации перед рыбаками и отдыхающими. Евгений Юфит: «Пока шли на место, Цой нашел дохлую утку и стал тащить ее за лапу. Когда проходили мимо трамвайного кольца со зданием для диспетчеров, они на нас бросились с криками, что мы эту утку убили. Диспетчеры пытались нас задержать и даже вызвали милицию, но та отказалась ехать из-за дохлой утки. К тому же в здании, куда нас привели, из-за запаха стало ясно, что утка абсолютно сгнившая. В конце концов, в полном недоумении рабочие отпустили нас с этой уткой». После удачного хеппенинга (анг. happening - происшествие) компания решила раздеться и сфотографироваться на память.
«Юфины телеги» и половая распущенность Свина нередко выливались в допинги и демонстрации половых органов. Но надо отдать должное Виктору Цою. Он хотя и участвует в этих мероприятиях (спали и мылись «все вповалку, голыми»), но на фоне других сохраняет человеческое лицо, чувство юмора и не опускается до пошлости. Цой «был гораздо консервативнее всей остальной компании, и в наших «забавах» никогда не шел до конца. Наверно, это шло от какой-то его внутренней застенчивости… В нем никогда не было разнузданности», - вспоминал позднее Максим Пашков.
Впрочем, в своих дневниках Цой не всегда стеснялся. Знатоки психоанализа могут попробовать заглянуть в подсознание молодого Цоя (1979-1982):
Аналогичные советским панкам движения возникают и на Западе. В конце 70-х неформальные американские художники хулигански разрисовывают поезда метро и заборы манхэттенского района Нью-Йорка (Ист-Вилледж). В их рядах можно было встретить наркоманов, гомосексуалистов и трансвеститов. Уже в начале 80-х ист-вилледжские художники будут устраивать официальные выставки. Картины одного из них, Кита Харинга (1958-1990), особенно повлияют на художественный стиль рисунков Виктора Цоя (1985-1988).
Кит Харинг был мужеложником. Он умрет от СПИДа в январе того же года что и Цой (1990). Знал ли Цой о причине смерти? Вполне, возможно. Ведь его друг, барабанщик группы "Кино", Георгий Гурьянов, был мужеложником, вращался в этой "богемной" гей-тусовке. Гурьянов в интервью рассказывал мне о том, как на гастролях во Франции он отдыхал в известном парижском гей-клубе. Последнее лидер группы "Кино" точно должен был знать.
Казалось бы, что смерть кумира "новых диких" Харинга должна была остановить "новых романтиков". Но нет. Кажется, Сергей Бугаев в интервью вспоминал о поездке "Новых художников" в США (в нач.90-х), где они все подцепили СПИД от какого американца. Гей-искусство требует жертв. Сейчас бывший барабанщик "Кино" медленно умирает от СПИДа, но при этом находит в себе силы для занятия восточными практиками.
Истинно говорит Господь: "дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал.5:19-21).
Есть надежда, что другой знаменитый "новый художник" Тимур Новиков, умирая от ВИЧ-инфекции, перед лицом смерти все-таки принес вечному Богу покаяние. Со слов Гурьянова, Тимур Новиков в последнее время "окружил себя попами". Однако сам Гурьянов, насколько можно судить совершенно далек от подобных мыслей.
Но вернемся в 80-е. Потом у Цоя был "школьный роман" с женой Майка Науменко, о чем нет необходимости писать подробно. Если верить Наталье, то дальше поцелуев в коридоре питерской коммуналки дело не зашло. Желающие узнать подробности из первых рук могут найти их в книге Житинского "Цой форевер".
Примерно к этому периоду (самое начало 80-х) относится довольно любопытная картина. На переднем плане - черная электрическая гитара. В центре - нижняя часть женского лица с заклеенными крест на крест губами. Вокруг лица располагаются вещи и предметы, как будто рожденные из сна или подсознания: смотрящий глаз, опрокинутая бутылка и цветок...
На вечеринке костюмерша ленинградского цирка написала на лице Цоя губной помадой свой телефон. Молодому художнику и начинающему музыканту Цою это могло понравиться. Так с боди-арта начиналось знакомство Цоя и его будущей жены, Марьяны... Не случайно ли, что их сын - Саша Цой - став взрослым, свое тело распишет татуировками?
А.Цой с женой на празднике "Хеллоуин". Картина В.Цоя. Падение Люцифера?.
В православной аскетике известно, что блудника атакуют бесы.Возможно поэтому, тема бесовщины в живописиЦоя встречается часто. Каких только чудовищ, нечисти, чертей не встретишь в его рисунках, картинах... Здесь я публикую только одну из многих картин.
Вообще 70-е и 80-е в СССР были годами настоящей "секс-революции". Довольно бесстыдно молодые музыканты занимались нудизмом. Известна серия фотографий в Солнечном, под Ленинградом, где обнаженные Цой, БГ и их жены проводят время вместе, позируюя для фотографа...
Середина 80-х - это расцвет сексуальности и в творчестве Цоя. Он пишет свои знаменитые шлягеры про любовь. "Ооо, но это не любовь." Но картины этого периода поражают либо жестокостью, либо бездушностью. Цой как бы смеется над своими героями, но вообще-то говоря совсем не смешно, когда смотришь на мир, в котором живут квадратноголовые монстры-геи.
ПИДЕР ГАБРИЕЛЬ Андрогин?
Отличительная черта большинства рисунков - достаточно кровавые сюжеты. Красный цвет часто служит для изображения насилия или смерти. Как и Харинг, Цой "стремится к агрессивному воздействию на зрителя". Сам Цой характеризует свои работы так: "подход к иронии глубоко закрытый".
Известно несколько эротических картин. Например, сюжет с изображением влюбленной пары на фоне ночного города: мужчина смотрит на звезду, а женщина - на его мужское достоинство. По воспоминаниям Рашида Нугманова, эту картину Виктор подарил режиссеру Оби Бенцу, у которого останавливался в Нью-Йорке, в благодарность за его гостеприимство. Сюда же можно отнести картину с обнаженными дуэлянтами и т.п.
Уже в 1986 году, когда сыну было всего около года, Цой практически уходит из семьи. Он живет на квартирах друзей, редко ночует дома. В 1987 году на съемках фильма "АССА" Цой знакомится с ассистенткой режиссера, Наташей Разлоговой (сестра известно кинокритика). Завязывается роман между 25-летним музыкантом и 31-летней журналисткой. Каждое лето они отдыхают под Юрмалой у знакомых Наталии Разлоговой. Поразительно, но Цой счел возможным брать с собой сына в дом женщины, на которой не был женат. Для маленьких детей это всегда является большой травмой, видеть своего папу с "чужой тетей" и без мамы. Однако Виктор Цой, очевидно, считал, что он выше всяких предрассудков. Наталия же по собственному признанию считала себя не женой, а всего лишь "подругой" Виктора. Именно от этой женщины уедет Цой в роковое для себя утро 15 августа 1990 года.
Трагическая гибель Виктора Цоя, ушедшего в зените славы, заставляет задуматься. Почему умирает молодой и талантливый музыкант? В последних песнях "Кино" чаще слышны пессимистичные нотки. Песен Цой пишет меньше, чем в годы, проведенные с женой. Очевидно, что многие "лучшие" песни последних лет написаны в состоянии нераскаянного греха. Жизнь в состоянии прелюбодеяния не остается не наказанной. Как результат: печаль мирская производит смерть.
В августе 1990 года события оказались поистине роковыми. Обычно, когда Цой уезжал на рыбалку, все спали, «а тут внезапно все вскочили. Он Сашке сказал: «Поехали со мной». И ребенок отказался. Это чудо, конечно…», - вспоминала потом Марьяна.
Еще один знак, что смерть Цоя была отнюдь не случайной, а закономерной. Синий «Москвич» 2141 (номер Я 6832 ММ), за рулем которого был Цой, столкнулся со встречным белым «Икарусом» (номер 05 18 ВРН). Казалось бы, простое совпадение чисел (авария - 15.08.) и букв (ФИО - В.Р.Цой), но вот еще одно "совпадение": из Латвии в Ленинград тело Цоя увозят на ПАЗике (номер 21 15 ЛТР). 21 (июня) - день рождения Виктора, а 15 (августа) - день его смерти.
Поэтому-то безполезно среди живых искать виновных в августовской аварии. Поэтому-то недушеполезно до сих пор оплакивать его смерть (пусть мертвые хоронят своих мертвецов). Делать это, значит не видеть Промысла Божия в жизни человека по имени Виктор Цой.
По сохранившимся воспоминаниям Цой не был крещенным человеком и не верил в Христа как Господа и Спасителя. Поэтому церковное поминовение и частная молитва о спасении его души невозможна. Всё, что могут сделать для него живые, это частным образом подать милостыню и помолиться об облегчении участи его души.