Смысл песни "Атаман"

Jun 23, 2012 15:09

"Атаман" конечно не доделан. Тут прав Кинчев, который об этом уже говорил. Поэтому трудно однозначно что-то сказать о песне и об авторском отношении к ней.

Согласен с точкой зрения, что песня написана в духе своего времени. В конце 80-х стали обращаться к теме Гражданской войны. Мне кажется, что песня от туда.

Перед моими глазами встают образы Стеньки Разина (Василий Шукшин), Емельяна Пугачева, батьки Махно, Чапаева и прочих "героев" разбойников. Романтизация бандитов, насильников и головорезов. В этом контексте песня напоминает героев некоторых песен Кинчева.

"Атаман" начинается чуть ли ни с припева:

Ох, смотри, не промахнись, атаман,
Чтоб не дрогнула рука невзначай.
Да, смотри, не заряди холостых,
Да не думай о петле палача.

А не то наступит, ночь - ночь.
И уйдут от нас поля и леса.
Перестанут петь для нас небеса,
И послушаем земли голоса.

Песня могла бы быть прекрасным звукорядом к фильму о батьке Махно. Оруженосец батьки-атамана (типа Петька у Чапаева) обращается к нему с советом. Ох, хватит уже бухать, заряди оружие, наберись смелости для предстоящей вылазки, набега. И не думай о том, что за это, если поймают, потом повесят. А иначе заснем ночью, не увидим полей, лесов и неба, будем пьяными валяться на земле.

А потом наступит, день - день.
Каждый скажет "то что было - не помню".
И пойдем мы под пастушью свирель,
Дружным стадом - на бойню.

И вот наступит день, после ночной попойки. С бодуна мы ничего не вспомним. Но всё равно пойдем на дело: грабить и убивать.

А Бог терпел и нам велел, потерпи ...

Это видимо, атаман отвечает своему оруженосцу известным фразеологизмом: "Потерпи немного, еще побухаем, не бойся".

И тогда оруженосец ему в последний раз говорит:

Так смотри не промахнись, атаман,
Чтоб не дрогнула рука невзначай.
Да, смотри, не заряди холостых,
Да не думай о петле палача.

Т.е. продолжаем бухать, пировать во время чумы.

Перед нами, с одной стороны, всё тот же макабр, который мы уже встречали в "Следи за собой" и "Муравейнике". А с другой - вся та же романтизация пьяниц, бездельников, анархистов и хулиганов, которую мы встречаем во всех ранних песнях Цоя.

Поэтому песня и вправду появилась мистически во время. Как раз тогда, когда новая шпана стала осквернять храмы, бросаться в полицию камнями на митингах, публично блудить.
Previous post Next post
Up