По сути, это не пост, а ответ на вопрос к предыдущему посту. Я оказалась многословна... :) Видимо кратость - сестра не моего таланта:)
С. - успешный тренер, спортсмен, ветеран Чечни. Он не обращает внимания на боевые ранения и фанатично предан спорту. У него трудно произносимое отчество и чуть менее понятная татарская фамилия. А русское имя… Его так назвала мама, потому что ей нравилось это имя.
По его признанию, он уважает всех образованных людей, а сам понимает только спорт и машины. По религиозным убеждениям С. - суеверный атеист. Русских попов он тоже уважает, а вот на мусульман реагирует напряженно. Он вообще не разговорчив, но наблюдателен, точен и лаконичен в суждениях.
Меня познакомили с ним в одной из тюменских редакций, куда С. пригласили в качестве героя. И вот уже, чуть погодя, один из журналистов - не для гостей специально, а так - для «своей братии» - принялся рассуждать - де все у нас не так в стране. Вывод - народишко наш некудышный, миру не нужный, амбиции у него огромные, соседям одни неприятности, вымирает - так это закономерно - природа мудра и лишних убирает … И тут к нему круто повернулся С.: «Ты… заткнись! За Россию я тебе лично глотку порву». Светлоокий и белокожий коллега стал еще белее.
…
Православный молодежный центр. Молодой человек (вып. ф-та гос. и муп. управления) рассуждает о России, об инновациях, изобретениях, трудностях внедрения новых технологий… Вывод: это хорошо, что Россия - отсталая страна, «если бы мы были успешнее, давно бы всех завоевали и принесли море горя на землю»….
«Ты с чего это взял?» - спрашиваю.
Милая кудрявая девушка - выпускница того же универа, безаппеляционно поддержала парня: «Россия вообще очень агрессивная страна».
- Факты».
- А Чечня? -отвечали мне хором и сразу вчетвером:
- А республики Закавказья? А бывшие советские республики? А СИБИРЬ?!
Остальные просто молчали. Меня только один молодой человек поддержал. Тоже из ТГУ. Пришлось вспоминать университетский курс истории. Благо, не так давно это было. Да и вообще, историю я углубленно учила. Видимо потому и услышала от одного из парней в конце разговора усмешливое:
- Как ты все знаешь.
- Я просто немного знаю историю своей страны.
- Вот именно - немного, - бросила барышня.
Будущие чиновники с чувством исторической вины перед соседями и с осознанной ущербностью своего народа...
Если у нас таких много - мы исторические банкроты. Такие в порядке извинения всю страну до пределов московского княжества сведут, а там за ненадобностью и княжество прикроют. «Велика Россия, а отступать некуда», - явно не про них?
Мне было проще в вагоне «Москва - Красноярск», свеситься с верхней полки и сказать чеченцу, севшему в Перми, и самозабвенно поносившему русских и Россию:
- Закрой рот! И чтоб до конца пути, я твоего голоса больше не слышала.
- Ты - русская….!
- Я - русская. Не нравится Россия - вали обратно. Не живи у нас.
Наверное, чувство самосохранение должно было сработать. Но мое самосохранение потонуло в моем негодовании: в своей стране, в глубине России, на Урале! Терпения моего хватило на полтора часа. До этого я ждала - но есть же мужики в вагоне! Молчаливые у нас мужики.
Чеченец вскочил. Думаю, ему не составило бы особого труда сдернуть меня с полки, но с двух сторон в плацкарт шагнули обычные уральские парни. Постояли молча. Он сел. Я ехала под его взглядом, горящим ненавистью. И в полной тишине. Вагон молчал. В Екатеринбурге он сошел. Сошли и мои защитники. Но в том вагоне я себя чувствовала проще и лучше, чем в православной «молодежке».
Принятая аксиома: Православие - основа культуры России. Вроде как, православные - самые патриотичные россияне…
Может ли Православие объединить русский народ и вообще россиян? Может. Но Православие - не есть русский патриотизм. Православие - интернациональная религия: «Нет уже Иудея , ни язычника, нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы ... Иудеи или Эллины , рабы или свободные; и все напоены одним Духом» (1 Кор.)- некоторые слишком заземлено это понимают и без учета истории Церкви.
Сам факт конфессиональной принадлежности не сделает человека патриотом. Православие - оно не существует только в национальной форме: не зря есть понятие Вселенской Церкви… Да, некоторые из христиан эти два понятия друг от друга вообще не отделяют, но обычно эти люди более патриоты, чем православные христиане. Для них русское государство, государственность - первична.
На мой взгляд, нельзя Русское Православие связывать только с национальностью. История дает огромное количество примеров, когда татары принимали христианскую веру, воевали за Русь, за Россию. Немцы. Французы. Православие на нашей земле создало особый тип культуры, который и можно образно назвать РУССКИМ МИРОМ. Но без корней, его взрастивших, будет ли жить этот мир…?
Вообще, до разговора в молодежке я думала, что говорить про патриотизм - повторять прописные истины. Но интернет выдал ворох дискуссий на эту тему: патриотизм лишь естественное чувство и вовсе не является добродетелью, и Россия не представляет для нас, православных, какой-либо ценности, коль нет ее на небесах со всем ее административным устройством. И вообще Родину любить - грех это. Вот пример с форума дьякона Кураева - православные о патриотизме:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=85012.msg830205 Последнее 20-летие вакханалии идеологий сделали свое дело. Русской земли - нет, говорят, русских - нет, само упоминание о нас, живых и здравых, - оскорбление для инородцев. Надо быть толерантными, учат с трибун конференций, посвященных теме. И вообще патриотизм - понятие отжившее: граждане мира нынче в моде. Это сродни бутылочному стеклу, на которое американские купцы обменивали пушнину у чукчей.
У нас в совр. школе (не важно ср. или высш.) само понятие патриотического воспитания оборачивается современной либеральщиной. Либералы, упирая на толерантность, сами не спешат ей следовать. Я представляю либерала, который толерантен к гомосексуалисту. Я не представляю либерала толерантного к православному.
Секулярный гуманизм - сам претендует на роль религии, где есть одна заповедь безграничная свобода человека, ограниченная лишь свободой другой личности. Это путь в некуда.
Кажется естественным, что безусловным национальным идеалом русского народа в современном мире должно стать Православие и патриотизм. И в свете этого идеала должна выстраиваться социальная и культурная политика государства. В свете этого можно говорить и о самобытности и о конкурентоспособности. Кажется … но этого нет.
И вот чиновник с московской трибуны заявляет, что Россия не вымирает и не вымрет … за счет мигрантов из Средней Азии. Но мигранты несут свою культуру.
Опыт человеческой истории учит, что культуру, нравственность, веру нужно взращивать, а не пускать на самотек. Но самотек стал основой. И вот я, как не странно, единомысленна в вопросе уважения и любви к Родине с татарином и атеистом, а не с братьями и сестрами по той вере, которая во главе угла всей культуры России.