Случайности неслучайны: несколько слов о несвободе выбора.

Jan 14, 2013 19:04

Разгребала тут старые записи. Нашла че-то, думаю ,надо запостить, чтоб не потерялось

Сначала я влюбилась. В “Trying Not to Love You”. Потом, оказалось, есть фильм (спасибо тем, кто подсказал называние). И его уже нельзя, невозможно было не посмотреть. Теперь - 2 часа, 4 сигареты и 1 ром с колой спустя, могу сказать: я приобрела новый любимый фильм и очередной повод задуматься.
Конгрессмен-красавчик «сниму-штаны-на-публику» Дэвид, чей «путь» был предопределен Небесной Канцелярией семейной драмой и детскими комплексами, встречает в мужском туалете танцовщицу Элизу: с шампанским, бедовыми глазами и, тоже, в общем-то, решенной судьбой. Но случайности не случайны: непролитый кофе, ушедший автобус, поцелуй способствуют тому, что все летит к чертям, т.е. - идет не по Плану.
А он, оказывается, есть, этот План, написанный каждому из нас и за нас - отклоняться от него мы не имеем права. Если, все же, выходишь, невольно, за предначертанную микросхему (очень мне понравились эти смешные книжечки с лампочками), появляется из ниоткуда мужичок в головном уборе, и ты опаздываешь на самолет, забываешь ключи, не приходишь на встречу - в общем, меняешь свое первоначальное решение, чтобы вернуться в привычное «стойло» выбранного Пути.
А Дэвид и Элиза пытаются противостоять Судьбе, даже зная, что их встреча сценарием не предусмотрена. Когда бросаешь вызов - будь добр идти до конца.
С одной стороны, фильм прост и банален. Клишированно-проштампован идеями Большой Любви, которыми нас пичкают с детства. Но сквозь простоту «просачиваются» более глубокие, прямо скажем, крамольные мысли. Чего только стоит сцена, когда Дэвид пытается понять, почему им не суждено быть вместе, а услужливый «корректировщик» отвечает: «Потому что тебе ее достаточно».
Впервые эту мысль увидела в «Империи Ангелов». Там был рассказ о девушке, которая проживает счастливую жизнь с любимым человеком, а после смерти предстает перед Судом. Но никто не ставит ей за прожитые годы высшую оценку, хотя, казалось бы, всё у неё сложилось так замечательно. Оказывается, влюбившись и отдавшись счастью, она не развила в себе никаких талантов, фактически, свой приход на землю потратила впустую. И теперь здесь. Тот же вопрос - как бы ни кошмарно это звучало, получается, счастье и любовь убивает человека, делает его бесполезным для общества, которое, благодаря ему, могло стать лучше? Но не стало, потому что «тебе ее достаточно».
ГГ суждено стать Президентом. Его возлюбленной - великой балериной. Но сбудется это, если они не будут вместе. Иначе - их ждет прозаичное «жили они долго и счастливо». И - больше ничего. Одиночество, которое толкало их вперед, отступит. Остальное окажется ненужным и неважным.
И герои фильма, естественно, выбирают любовь. Борются за нее, бегают по городу (отличная операторская работа, тут ни прибавить, ни убавить).
Считать ли это счастливым концом? Или, это трагедия, манифестирующая наркотическую природу любви, заставляющую человека отказаться от всего, даже - от себя самого?
Большинство историй заканчиваются в момент обретения героями счастьями. Нам как бы намекают - ничего существенного в жизни счастливчика больше не произойдёт.
И здесь мы приближаемся к вопросу свободы выбора. Есть она, свобода, или это иллюзия? И максимум, что мы можем, это выбрать марку зубной пасты, сорт вина, но никак не свою жизнь. Плохо, если свободы выбора нет, но, если она есть, может быть, это еще хуже? Ибо, выбирая себя, мы не только берем ответственность за то, что будет после мелькнувшего в титрах слова «конец». Выбирая за себя, мы выбираем и за тех, кто рядом. Что важнее - мечты или близкие люди? Или мечты реализовываются уже в тот момент, когда ты можешь поговорить о них с тем, кто дорог? А, может, они, нереализованные, будут преследовать тебя всю жизнь, какой бы счастливой она не была? И это уже признак настоящего фильма: смотришь историю о чужих людях на другом конце земли, а думаешь о себе. Этим и привлек меня фильм. Банально и просто - мы каждый день делаем свой, большой, или маленький, выбор. «Если веришь в свободу выбора. Если веришь в счастливый случай. Если веришь в себя. Сделай всё по-своему

старые записи, это кино

Previous post Next post
Up