1506 г. Лета 7014 пришедши из Тюмени на Великую Пермь ратью сибирский царь Кулуг Салтан и без вести приступиша. Чердыню не взял, а землю нижную воевал всю, в Усолье на Камском варенцы пожегл, цырны разорив, а пермяков и русаков вывел и посекл. Князь Василей Ковер на поле води погоню, а иных на судех послав, и они догнашу их в Сылве, задную побили.
1514 г. Лета 7022 отиде на покой в Глушецкой манастырь пермский владыко Никон, а по нем поставлен бысть на епархия владыко Протасей.
1517 г. Лета 7025 повеле князь великий Василей Оникею сыну Федорову Строганова с братьею Вычегодским Усольем владети по жаловалной и на князя великого соли варити.
1520 г. Лета 7028 Пермские епархия на Пермские епархия владыко Пимен.
1526 г. Лета 7033 поставлен на Пермские епархия владыко Алексей.
1530 г. Лета 7038 присла князь великий Василей Ивашку Боброва с товарищи вычегоцкие луки писати, и писали те писцы луки вычегоцкие, и вымскии, и удорские, и сысольские, и владычни вотчины, и на Великие Перми.
1531 г. Лета 7039 пришедшу на Великую Пермь пелынский князь с вогулечи, погосты разорив, а Чердыню не взял.
1535 г. Лета 7043 на Каряжме-реке на Вычегде преподобный Симон и Логим создвигли манастырское строение и дворы манастырские и церкви святеи.
1539 г. Лета 7047 на Плесовские на реке на Сойге преподобный Симеон создвиг другоя монастырь.
1540 г. Лета 7048 пришедшу на Великую Пермь с ратью тотары казанские, князя великого вотчину пограбили, пожгли, а людеи пермскии посекли многие.
1544 г. Лета 7052 пожаловал князь великий Иван новугородца Ластку да Власку Печорскими тонями и речками да слободкою на устье на Цильме, а копти тое слободку на князя великого безпенно и безпошлинно, а оброку рублевую за тони и бечевники привозити на Москву вместе с вычегжаны и вымичи.
1545 г. Лета 7053 присла князь великий Иван на Пермь грамоту гневным словом, пошто у канинские и тиминские самояди зверинные угодеи и рыбные ловли пермеки, пинежане, важане поимали их дедины и отчины.
1547 г. Лета 7055 на Пермские епархия поставлен бысть владыко Киприан. Того же лета пришедшу ногайские люди на Чердыню, повосты пожгли, а заставу чердынскую русаков и пермяков побили.
1550 г. Лета 7058 присла князь великий Иван жаловалная грамота вычегжаном, вымичем, и удорены и сысолены и всей Пермские земли людем прежние пермские суды и грамоты не посуживати, а судити пермские люди по новой уставной грамоте по царевой.
1555 г. Лета 7063 повеле князь великий Иван Васильевич на Перми Вычегоцкие волостелем не быти, а волостелины доходы пооброчить деньгами. А в волостех учинити судеек, целовальников, сотеников, пятидесяцких и десятских по излюбу и им управа чинити и волостные доходы взимати. Волостелиным тиуном и доводчиком и приставом не быти-ж, по тому судят свои судейки излюбленные по уставной грамоте по царевой.
1558 г. Лета 7066 пожаловал князь великий Григорья да Максима детей Аникиевых Строганова вотчиною на отхожие земли Великие Перми на сто верст по обе стороны Камы-реки и велел им горотки строити, варницы ставити, соль варити, слободы копити на государя.
1560 г. Лета 7068 преставися владыко пермский Киприан, а по нем поставлен бысть на Пермские епархия Иоасаф.
1564 г. Лета 7072 присла князь великий Иван писцов Якимку Романова да Микитку Пятунина с товарищи земли Вычегоцкие писати, и тое писцы луки и знамени не писали, а пашни и перелоги мерели да пашни и людии в сошки развели, государевы дани в сошки-ж положили. Они же писцы волостку Пусто-озеро в оброки верстали и самоядьские луки писали. Того же лета переведен бысть с Устьвыми на Вологду владыко Иоасаф Пермский. Оттоле епискупия начав быти на Вологде, на Устьвыме после тово епискупия не была.
1565 г. Лета 7073 преставися владыко Иосаф, по нем епискупом поставлен владыко Макарий. При том владыке при Макарие дано Пермской епархия, опрочь вологоцких, церкви двинские и колмогорские.
1567 г. Лета 7075 князь Афанасей Вяземской повелением князя великово отписал повосты удорскии на усть-Вашке и Каращельское, и Олему, и Пенежку и Кебское присуду Мезенскому на опричнину.
1573 г. Лета 7081 пришедшу ратью на Пермь Великую Маметкул сын Сибирского царя, городы и повости пограбил и пожегл.
1575 г. Лета 7083 писцы князя великого Василий Агалин, Степан Федоров писали Пустозерскую волостку и отписали от Вымского присуду слободки Устьцилемскую и Ижемскую, а велено быти тем слободкам за присуду за Пустозерские.
1577 г. Лета 7085 преставился владыко пермский Макарий, а по нем епискупом поставлен Варлаам.
1579 г. Лета 7087 повеле князь великий Иван Васильевич англичаном из немцов руду на Вычегде-реке искати и копати, а те англичане нашли руду на Вычегде и на Сысоле и мачтовый лес вельми многое, государь на них разгневися и руду делати не велел и быти туто не велел.
1580 г. Лета 7088 за службы великие государевы пожаловал князь великий Иван Васильевич пермичем промышленным и торговым людем торговати в Югре и в Мангазее и в сибирских городах безпошлинно 10 лет, и таможенные им не платит николико.
1581 г. Лета 7089 пришедшу сибирский царь с вогуличи и югорцы на Пермь Великую на городки на Сылвенские и Чусовские, вотчины Строгановы пограбил. Того же лета пелынский князь Кикек пришедшу с тотары, башкирцы, югорцы, вогулечи, пожегл и пограбил городки пермские Соликамск и Сылвенский и Яйвенский и вымские повосты Койгород и Волосенцу пожегл, а Чердыню приступал, но взяти не взял. Того же лета снарядиша Максим да Григорей Строгановы казацких ватаманов а с ними охотчие люди Сибирскую землю воевати и шедшу тое казаки за единолет всю Сибирскую повоевали, за князя великого привели.
1585 г. Лета 7093 повелел князь великий Феодор Иванович Ивашке Огареву да Филке Юреву с товарищи вымские и вычегоцкие пашни и перелоги писати и допытати, где какие реки текут, колико протоку в них, где какие повосты и колико верст меж ними и чертежи о том делати.
1586 г. Лета 7094 повеле князь великий повосты вымские Кайгород и Зюзено отписати к Перми Великие, а сысоленом и ужговцом в тое повосты не входити, не ведати ничем. Тово-ж лета преставися владыко пермский Варлам, а по нем поставлен бысть владыко Антоний.
1587 г. Лета 7095 князь великий Феодор повелел взяти в новый городок Тоболск из вычегоцкие и вымские пермяки в служилые казаки пять десят и с жоны и с детми, а подможные им от земских по 20 рублев ежелет.
1588 г. Лета 7096 князь великий Феодор Иванович повеле возити на Лозву городок хлебныи запасы от поморских городов на жалование сибирским ратным людем. А с Вымсково уезду муки и крупы и толокна четыреста четверти да 6 судоделавцов. Преставися владыко Антоний, а по нем бысть владыка Иона.
1590 г. Лета 7098 отписал князь великий Феодор Иванович Вычегоцкие Соли от земли Устюжские и повеле ведатися тому Усолью присуды порознь, а Луские Пермцы и Вилегоцкое Пермцы к Усолью-ж отписал. Того же лета повеле князь великий Феодор усольцом и вилежаном и лузаном и сысольцом и ужговцом и вычегжаном и вымичем и удореном и владычны сошки крестьяном отпущать по болшой сибирской дороге подводы под государеву казну, под бояры и под всякие служилые люди. А отпущать подводы и ямские денги по загонным книгам межволостно, считаясь повытно и посошно.
1593 г. Лета 7101 повеле князь великий Феодор послати пермяки вычегжаны и вымичи на Пелынь и на Березов городки строити. Того же лета велено отпустить от Вымскова уезду в Сибирь 60 ратных в казаки и дать им от земских людей подможных по 20 рублей на человека.
1594 г. Лета 7102 повеле князь великий Феодор взяти от вымичей и вычегжаны 10 человек лутчих людей с жоны и с детьми в Сибирь на Березов город и тамо жити, а подможные им от земских людей по 60 рублей на человека ежелет.
1597 г. Лета 7105 повеле князь великий Феодор поставити заставы крепкие Обдорском и Киртаском и на Пустоозере и на Чердыне и на Турее, брать на государя от всякой мяхкой рухледи таможных от девяти десятое лутчее. А штоб не было государевой казне порухи, поставить на заставах верных голов, и торговыи людем те заставы не объезжати ни почем.
1601 г. Лета 7109 пославшу государь Борис Феодорович князя Мирона Шеховского с русаками, устюжаны, вымичи на Мангазею остроги строити и города крепити, а самоядь мангазейская заратися на Мирона и посекли Мирона и ево люди вси.
1602 г. Лета 7110 много людей государевых померло потому в Русии голод великий был два лета. Пермяки многие в голод тот разбрелись вятским и сибирским городом, а инии померли с неядения.
1604 г. Лета 7112 преставися владыко Иона вологоцкий и пермский, а по нем поставлен владыко Иоасаф.
1605 г. Лета 7113 преставися государь Борис Феодорович и на царство московские венчан вор самозванный Гришка Отрепиев, именем Дмитрий Иванович. Дите царя Бориса Феодоровича с матерью убиен бысть от того вора. Боляре провозгласи того вора Гришку царем, крест ему целовали служити и радети, а тот вор приведе на Русь царицу из Литва и литовских людей и веры святей Христовы поруганы бысть и папские унции предана бысть. Не похотели люди посрамления церкви святеи, возненавидев того мнимого царя.
1606 г. Лета 7114 убиен бысть мнимый царь Дмитрей самозванный на царство московские венчан Василей Иванович Шуйский. Не люб бысть тот Василей посадским и волостным людем, и потому пошла распря на Русии. Того же лета повеле государь князь великий Василей Иванович в уезду Еренскова городка быти воеводе, дотоль на Еренском воеводы не были, а нанове воевода заступил Василей Якович Унковский. Того же лета по государеву велению учали на Выме Еренском таможные головы и целовалники сбирати таможные пошлины вновь. А те пошлины при блаженные памяти при Федоре Ивановиче да при Борисе Феодоровиче с вымичаны, вычегжаны, сысолечи не собирали, опрочь сибирских застав городовых. Того же лета государь Василей Иванович повеле собрати с уезду Еренсково и с Перми Великие ратные люди по сорока осьми с обоих и идти им к Москве. Вычегжаны, и вымичаны, и сысолены, и удорены ратные пошли, а Великие Перми ратные люди, позабыв крестное целованье на Василье, задалися за вора, ратного голову побили и вспять на Чердыню.
1607 г. Лета 7115 объявился другоя вор самозванный Дмитрей, а боляре да литовские люди норовили тому вору, крест целовати, служити ему. Того же лета преставися владыко вологоцкой и пермской Иоасаф, а по нем поставлен в епискупы владыко Сильвестр.
1608 г. Лета 7116 повеле государь Василей собрати с уезду Еренсково и с Великие Перми людей ратных семидесяти и идти им к Москве, а опосля повеле им в сибирские места на югорцев и вогуличей, по тому Анна Игичея с детьми измену норовила супротив русаков и пермяков. Того же лета на Вымь Еренскую прислан воеводою Василей Якович Ларионов. Того же лета посланы ратные люди с вычегжан, вымич и сысоличь 60 на Соли Галические на русских воров и литовских людей. Того же лета дозорили уезду Еренскова сошки Василей Ларионов да подъячей Ондрей Горохов, а Ленскую поместную сошку от Анны Игичея отписали на черные земли.
1609 г. Лета 7117 повелением государя Василея Ивановича с уезду Еренскова посланы люди ратныы в Костромской уезд 66 человек, а с ними ратной голова Ивашко Григорьев вымитин. Того же лета шли люди ратные каргопольцы, устюжаны, вычегжаны, вымичи, сысоличи под Еранск и другие городы Вятские от русских воров и литовских людей обороняти, а Великие Перми воевода своим нерадением и лукавством не присылывал своих ратных вятские города обороняти.
1610 г. Лета 7118 с уезду Еренскова велено взяти 60 ратных людей к Вологде в полки князя Скопина-Шуйсково. Того же лета бояре свели с государева престола князя великово Василея, а на место того Василья в государи Владислав литовские земли царевич поставлен бысть. Многия посады и уезды земли русские тому Владиславу креста не целовали и пошла с тово смута великая.
1611 г. Лета 7119 повелением князя Дмитрея Пожарского да Прокопья Ляпунова присланы с вычегоцкие пермские мест на Ярославль ратные люди 50 человек, а в Великие Перми пятьдесят-ж.
1612 г. Лета 7120 вогуличи пелынские и лозвинские и вишерские помышляли измену супротив русские земли, пермские места пограбити. И шедшу на Пелынь люди ратные вычегжаны, чердынцы с воеводою верхотурским, вогульских зачинных смутьянов переимали и перевешали. Того же лета пришла весть от Москвы от князя Дмитрия Пожарсково да Дмитрия Трубецкова: литовских людей пана Коткевича побили под Москвой, посекли без щисла, а Коткевич тот с великим посрамлением и страхованием к Литве утекл.
1613 г. Лета 7121 венчан бысть на царство всея земли русские Михайло Федорович из роду боляр Романовых. Тово же лета зиму сидели в осаде страхованием великим от слухов, а слухи те русские воры и литовские люди зло имут на городы поморскии. На крещеньеве неделе приступил к Вычегодские Соли с воровскими людьми литовский ватаман Якуп Яцкий с три тыщи человек. Посацкие с Усолья с жоны и с детьми сокрылись в лесу и посад обороняти остался чорный поп Левонтей да с ними 198 посацких. Левонтей с товарищи ратоборствовал отчаянно, многие супостаты порубил. Воры литовецкие посад весь пожгли, храмы святей пограбили и людей посекли до единова. Строганов со своими люди седел в острожке своем, а посацким супротив воров помоги не дал. Воевода Еренскова городка прислал усольцов пособляти шестьдесят ратных, а те дошедшу до речки Белоя за двадцеть верст до Вычегодские Соли, узрев от посада дым до небес, вшедшу спять. Тово же лета на епискупию вологоцкую и пермскую заступил владыко Протасей.
1614 г. Лета 7122 на Вымь на Еренский городок воеводою поставлен Сиверга Иванович Палицын. Тово же лета государь князь великий Михайло Федорович всея Русии повеле от московской окраины осадним ратным людем с городов и уездов и с государевых и дворцовых сел и чорных волостей и со владычных и церковных со всех без выбора брати хлебные запасы. А тое стрелецким людем хлебной оклад по сто четей с сохи, а денгами по 250 рублев с сохи-ж. Вычегжаны, и вымичи, и сысолечи, и удорены тот оклад не взяли, задалися сильны, и воеводе Сивергу не послушалися, рвали приказным бороду, приставов и сборщиков побили, облаяли: пошто де с нашево уезду Вымскова с малые сошки по сто четей, а иные уезды разметываются с большие сохи по сто-ж. По тому в тое лето стрелецкие кормы не сбирали ничево, а на лето на другоя стрелецкие верстали с большие сохи московские. А мировые воеводе Сиверге несли за бороду тридцеть рублей, а подъячему двацеть. Тово же лета от Миколы вешнево до Миколы зимнево сидели страхованием и бережением от литовских людей и русских воров. Ватамана Лисовского люди в тое лето пограбиша Колмогоры, и Вельск, и к Устюгу приступиша, но устюжана отбилися.
1615 г. Лета 7123 повеле государь князь великий Михайло Федорович всея Русии с Еренскова посаду и со всево уезду пермские месты збирати на ратных людей помоги кто может от живота своево и с гостей и с торговых и с черных со всяких людей промыслу: на 100 рублев взять пятую денгу, а с 10 рублев по рублю, а с дворцовых и чорных волостей и со владычных и с монастырских с сохи по 120 рублев. А те пятинные и десятинные запросные денги сбирать почали ежелет. Тово лета на воеводство на Вымь Еренскую заступил Микифор Засецкий, а замену ему прислан Олексей Федорович Поленов.
1616 г. Лета 7124 в воеводстве на Выми Еренском седел Петр Ондреевич Хилков.
1617 г. Лета 7125 на вологоцкую и пермскую епархия поставлен владыко Макарий.
1618 г. Лета 7126 заратися на землю русскую царевич Владислав с литовскими людми и русские воры, а воевода царевича Лисовский шол поморские посады и уезды грабити, к Вологде приступал, и Каргополь и Колмогоры пограбил. Вычегжаны и вымичи и сысолены уездные люди тово лета бысть бережением от воровских людей, божиею милостию Вычегоцкие месты убереглися от супостатов.
1619 г. Лета 7127 на воеводство Выми Еренские прислан Яков Офонасиевич Демянов. Тово же лета государь великий князь всея Русии Михайло Федорович прислал вычегжаном, вымичем, сысоличем и удореном грамоту: на Обь Великую и на Мангазею морем не ходити и не посылати, а ходити торговым людем по дорогам и заставам заповедным.
Счинил сее летоповествование устьвымские архангельские пустыни строитель чорный поп Мисаил, а помре Мисаил по нем Евтихей до лета сто двадцать седмова, и владыко Макарий вологоцкий великопермский писати не велел малым попам и причтовым людем ни по что. Аминь.
***
В конце рукописной книги, после летописи, сделана приписка переписчика А. Шергина, снявшего копии с вышеозначенных документов: «По просьбе старосты Оквадской введенской церкви Андроника Туистова с подлинных снял копии вологодский семинарист А. Шергин. По указу преосвященного Евгения Вологодского подлинные велено отослать в архиерейский дом на Вологду. Июня 13 дня 1813 года». Ниже приписки А. Шергина вставлена вторая приписка, сделанная благочинным устьвымской церкви, следующего содержания: «Сия старинная рукописная книга приобретена за 5 рублей от местного крестьянина Степана Дьяконова для хранения в Благовещенской церкви. 1 марта 1915 года. Благочинный Кириллов». Рукой того же Кириллова поставлен на титульном листе общий заголовок для рукописи: «Старинная летопись устьвымской Архангельской и Благовещенской церкви и царские грамоты». Кроме того, на второй странице обложки книги сделаны еще две надписи: «Оквадского погоста экономический крестьянин Семен Баженов» и «Устьвымского погоста Ибской волости экономический крестьянин Михайло Попов, прозванием Пузин». (Прим. П. Г. Доронина).
***
Публикуемая Вычегодско-Вымская летопись является чрезвычайно интересным и важным документом, содержащим сведения о далеком прошлом Коми края, многие из которых уникальны, так как не зафиксированы ни в каких других известных источниках. Кроме того, летопись - еще и литературный памятник, имеющий своеобразные художественные достоинства. Ее авторы - устьвымские церковнослужители. Летопись начал вести в конце XVI столетия основатель Усть-Вымской Архангельской пустыни Мисаил. После его смерти она была продолжена священником Усть-Вымской Благовещенской церкви Евтихием. По их именам летопись получила свое второе название - «Мисаило-Евтихиевская» (а первое название - «Вычегодско-Вымская» - связано с древним наименованием Коми края - «Вычегодская и Вымская земля»). Летопись написана на русском языке, и авторы ее, судя по стилю, как считает литературовед В. И. Мартынов, - русские люди.
Усть-Вымь не случайно стала местом создания летописи. В течение почти двух веков, с 1383 по 1564 год, здесь находился центр обширной Пермской епархии. Да и после переноса резиденции епископов в Вологду Усть-Вымь продолжала играть важную роль в религиозной жизни Коми края. Богомольцев привлекал сюда комплекс церквей и в особенности местные святыни - гробницы пермских епископов XV века Герасима, Питирима и Ионы, почитавшихся после смерти «святыми». Именно среди усть-вымского духовенства возникла идея создать летопись, в которой основное внимание уделялось бы истории Пермской епархии.
Естественно, авторам для того, чтобы описать события, происходившие задолго до их жизни, нужно было пользоваться какими-то документами. Некоторые из них создатели летописи назвали сами: это «жития» пермских епископов Стефана и других, различные великокняжеские и царские грамоты. История Б. Н. Флоря, тщательно проанализировавший текст летописи, пришел к выводу, что при написании Вычегодско-Вымской (или Коми-Вымской, как он ее называет) летописи были использованы также материалы Устюжской и некоторых других летописей, в том числе и не дошедшей до нас Пермской владычной летописи. (Подробнее об этом можно прочитать в статье Б. Н. Флори «Коми-Вымская летопись», опубликованной в сборнике «Новое о прошлом нашей страны», изд. «Наука», Москва, 1967.)
Изложение событий доведено летописцами до 1619 года - в этом году вологодский архиепископ Макарий запретил вести летописи «малым попам», то есть священнослужителям низких рангов. Летописание стало привилегией только Вологды как центра епархии.
После этого в течение двух веков летопись хранилась в Коми крае: вначале, вероятно, в Усть-Выми, потом в Окваде. В 1813 году вологодский епископ Евгений распорядился прислать ее и другие старинные документы, имевшиеся при церквах, в Вологду. Прежде чем отправить подлинники епископу, с них «по просьбе старосты Оквадской введенской церкви Андроника Туистова… снял копии вологодский семинарист А. Шергин». О судьбе отосланных в Вологду подлинников ничего не известно. Копии первоначально находились, вероятно, в Введенской церкви, а потом каким-то образом попали в частные руки. Одним из последних владельцев был оквадский крестьянин Иван Туркин по прозвищу Лудник. От него рукопись попала к крестьянину Степану Дьяконову, а в 1915 году священник Устьвымской Благовещенской церкви Кириллов купил ее у С. Дьяконова «для хранения в Благовещенской церкви». О существовании этих документов мало кто знал.
Только в 1927 году коми писатель (тогда еще только начинающий) и краевед П. Г. Доронин во время поездки по вычегодским селам обнаружил в Усть-Выми рукописную книгу под названием «Старинная летопись устьвымской, архангельской и благовещенской церкви и царские грамоты». По его описанию эта «рукописная книга ¼ формата состояла из 87 страниц текста, написанного довольно убористым почерком начала XIX века. Она была переплетена в толстую обложку с холщовым покровом. До полсотни страниц в ней ничем не заполнено». Кроме Вычегодско-Вымской летописи в рукописной книге находились копии четырех великокняжеских и царских грамот конца XV и начала XVII веков. П. Г. Доронин заинтересовался рукописью и - несмотря на то, что у него возникли сомнения в подлинности - скопировал ее.
После его отъезда из Усть-Выми рукописная книга некоторое время хранилась в Благовещенской церкви. (Между прочим, по словам П. Г. Доронина, при той же церкви «имелась другая рукописная книга под названием: «Летопись устьвымской благовещенской церкви, начатая в 1838 году по указу вологодского епархиального начальства», I часть, в которой события регистрировались с 1839 года и летопись доведена до начала 1917 года. Это была весьма толстая рукопись объемом около семисот страниц. «Как видно, - заметил П. Г. Доронин, - существовала и вторая часть этой летописи, но ее мне не показывали».) Вскоре, в 1929-1930 годах, Благовещенская церковь была закрыта и вместе с другой, Стефановской церковью передана управлению лагерей под складские помещения и под столовую. Что стало с рукописями после этих событий, неизвестно.
Снятые с них копии долгое время лежали у П. Г. Доронина. Спустя 30 лет, в 1957 году, по предложению этнографа Л. Н. Жеребцова, редактировавшего тогда очередной (четвертый) выпуск «Историко-филологического сборника», П. Г. Доронин подготовил Вычегодско-Вымскую летопись и грамоты к печати, и на следующий год они были изданы. С тех пор прошло более 30 лет, издание стало библиографической редкостью.
Текст печатается по изданию: «Историко-филологический сборник Коми филиала АН СССР». Сыктывкар, 1958. Выпуск 4. С. 257-271. Даты переведены на современное летоисчисление П. Г. Дорониным путем вычитания 5508 без уточнения сентябрьского и мартовского стиля.
Источник: "Историко-филологический сборник Коми филиала АН СССР". Сыктывкар, 1958. Выпуск 4.