- На мой взгляд, это полезно знать всем дизайнерам, даже если они не занимаются вебом.
Обзор психолога
Сьюзан Вайншенк особенностей психологии человека при пользовании интерфейсами. Детальное описание 10-ти критериев, которые могут существенно помочь дизайнерам и разработчикам при проектировании веб-сайтов и других интерфейсов.
Сьюзан Вайншенк (Susan Weinschenk) доктор психологических наук при Pennsylvania State University. За ее плечами более 30 лет опыта изучения психологии человека на рабочем месте. В 70-х годах она познакомилась с компьютерными технологиями и это ее заинтересовало. С тех пор одним из направлений ее исследований стали психологические особенности взаимодействия человека и компьютера. Уже много лет ведущие производители обращаются к ней за оценкой и доработкой интерактивных технологий (веб-сайты, программы, копировальная техника, микроволновые печи, медицинское оборудование и др.) с точки зрения психологии.
Изучая механизмы подсознательного принятия решений и действий людьми при пользовании интерфейсами, Сьюзан собрала ряд наблюдений, которыми делиться для нас.
1. Люди не хотят работать или думать больше, чем надо
Люди будут выполнять как можно меньше работы, чтобы достичь нужной цели. Лучше дать людям минимум информации, из которой они могут выбрать что-то одно и получить по нему более подробную информацию. Я называю это прогрессивное раскрытие информации. Вместо того чтобы описывать вещи, лучше показать людям пример. Обратите внимание на псевдофункциональность (affordance) элементов веб-страницы, интерфейса или устройства, которые вы проектируете. Если элемент не будет кликабельным, не придавайте ему вид кликабельности. Обеспечьте только те функции, в которых действительно нуждаются люди. Не следует полагаться на свое мнение или представление о том, что нужно людям. Чтобы точно это знать проведите исследование вашей аудитории. Если предоставить людям больше, чем им нужно, только ухудшит ситуацию. Действия по умолчанию. Позаботьтесь, чтобы по умолчанию люди делали как можно меньше действий, чтобы достичь цели. 2. Люди имеют ограничения
Люди могут потреблять лишь часть информации, из того что попадает в их поле зрения. Обеспечьте доступ лишь к тому количеству текста и картинок, которые необходимы на данный момент. Делайте информацию легко воспринимаемой. Используйте заголовки, разделяйте информацию на короткие блоки. Люди не обладают многозадачностью. Многократные исследования подтвердили, что человек обрабатывает информацию в один поток. Люди предпочитают короткие линии, но лучше воспринимают длинные. Это разница пока остается загадкой и выбор следует делать по ситуации. Но уверена, что люди будут вас просить о том, что в их случае не является лучшим решением. 3. Люди совершают ошибки
Предположите, что люди будут ошибаться. Спрогнозируйте их поведение и попытайтесь предотвратить его при проектировании интерфейса. Если последствия ошибки могут быть серьезными, используйте этап подтверждения пользователем, прежде чем выполнить действие. Предусмотрите возможность отмены действия. Предотвращение ошибки всегда лучше, чем помощь в ее исправлении. Лучшее решение ошибок - это отсутствие любых сообщений об ошибках. Если выполнение задачи может содержать ошибки, разбейте ее выполнение на части. Если пользователь совершает ошибки и вы можете их исправить, то исправляйте и покажите ему свои изменения. Те, кто проектируют веб-сайты и другие интерфейсы тоже ошибаются. Потому используйте проверку выполненной работы, тестирование и обратную связь с пользователем. 4. Память человека становится сложнее.
Люди меняют свои воспоминания, что говорит о непостоянстве их памяти. Вы можете верить словам пользователей, но лучше наблюдать за их действиями. Это даст гораздо больше информации. Память человека очень хрупкая и быстро теряет информацию, что приводит к ошибкам. Не заставляйте пользователей держать информацию в голове, переходя с одной страницы на другую или от одной задачи к другой. Люди могут одновременно помнить 3-4 вещи. Правило «7 объектов ±2» на практике подтверждается редко. В большинстве случаев запоминается лишь половина - 3..4 объекта. 5. Людям свойственна социальность
Люди всегда будут использовать технологии, чтобы быть социальными. Это подтверждалось на протяжении тысячи лет. Люди подвержены влиянию общества, особенно если не имеют собственной позиции. Это называется социальной проверкой. Что объясняет популярность и влияние рейтингов и обзоров, используемых сайтами. Если люди что-либо делают вместе в одно и то же время (синхронное поведение), это связывает их вплоть до возникновения химических реакций в мозге. Смех тоже относится к таким действиям. Если вы что-то сделали полезного для меня, то я буду чувствовать себя обязанным сделать что-то полезное для вас (принцип взаимности). Исследования показывают, что, если вы хотите, чтобы люди заполнили форму, то сделайте сначала что-то полезное для них, а после попросите заполнить форму. Такой подход более эффективный, чем наоборот. Когда вы наблюдаете за человеком, выполняющим какие-то действия, у вас в мозге задействуются зоны, как если бы это делали вы сами (зеркальные нейроны). Мы биологически запрограммированы подражать. Если вы хотите, чтобы люди совершали какие-то действия на сайте, покажите им кого-то, кто совершает эти действия. Человек может иметь прочные связи со 150-ю людьми. Прочные психологические связи определены как связи с людьми, которые физически находятся близко. Но слабые связи могут исчисляться тысячами и оказывать такое же влияние (например, Facebook). 6. Внимание
Я склоняюсь к мысли, что фокусировка внимания пользователя - ключ к успеху проектирования интерфейса. Когда что-то отвлекает внимание пользователя, это вызывает его недовольство и является ключевой проблемой интерфейса. Люди запрограммированы обращать внимание на то, что выделено из окружения или что-то новое. Учитывайте это при создании интерфейса Но бывают и исключения, когда люди не замечают изменений. Это называют слепотой изменений. Существует ряд экспериментов, порой довольно смешных, где показан этот эффект. Вы можете использовать органы чувств для привлечения внимания. Яркие цвета, большой размер шрифта, звуки быстро акцентируют внимание. Люди легко отвлекаются. Если вы не хотите, чтобы им что-либо мешало просматривать страницу, не используйте мигание, анимацию, запуск видео. Если же наоборот, вам нужно обязательно привлечь внимание, эти методы будут эффективны. 7. Люди жаждут информации
Допамин - химическое вещество, гормон, который заставляет людей искать … пищу, секс, информацию. Процесс изучения чего-либо имеет допаминную природу - мы не можем не хотеть больше информации. Люди склонны хотеть больше информации, чем они способны обработать. Наличие большого количества информации заставляет людей чувствовать, что у них есть большой выбор. Большой выбор придает людям чувство контроля, что успокаивает, так как повышает шансы выживания. Люди нуждаются в обратной связи. Компьютеру нет необходимости сообщать, что он загружает файлы, но человеку необходимо знать, что происходит. 8. Подсознательная обработка информации
Большая часть умственных процессов происходит подсознательно. Если вы сможете добиться, чтобы пользователь совершил незначительное действие (например, подписка на бесплатный аккаунт), то в дальнейшем велика вероятность, что этот человек совершит более значимое действие (например, апгрейд до платного премиум аккаунта). Подсознание принимает или, по крайней мере, участвует в принятии большинства наших решений. Подсознание заботится о выживании и размножении: пища, секс и безопасность. Вот почему эти три вещи всегда привлекают наше внимание. На эмоциональную часть сознания влияют изображения, особенно изображения людей, а также рассказы. Эмоции очень сильно влияют на наши решения. На поведение людей могут влиять факторы, о которых они даже не догадываются (создание эффекта). Например, такие слова как «отставка», «Флорида», «усталость» могу заставить двигаться молодого человека медленно, словно он пенсионер. Подсознание и эмоции часто действуют без нашего контроля. Но мы всегда будем объяснять наши поступки рациональным и осознанным мышлением. Хотя это только частично так, а иногда и вовсе таким не является. 9. Люди создают мысленные модели
Люди всегда создают мысленную модель о каком-либо объекте или задаче (оплата счетов, чтение книги, использование дистанционного управления) Мысленная модель, которая сформировалась у людей в отношении какой-либо задачи, может облегчать или наоборот усложнять работу с интерфейсом, который вы спроектировали. Чтобы создать положительный интерфейс, вам необходимо адаптировать концептуальную модель интерфейса с ментальной моделью пользователей или разобраться, как «обучить» пользователя новой мысленной модели Метафоры помогают формировать новую мысленную модель. Например, «управлять iPad также просто, как читать обычную книгу». Самая главная цель при изучении целевой аудитории - это получить информацию о ментальных моделях пользователей. 10. Визуальная система
Если страница перегружена информацией, людям сложно в ней ориентироваться. Визуально разбейте информацию на группы, чтобы пользователю было легко сосредоточиться. Элементы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Используйте шрифты достаточного размера и без декоративных элементов. Это значительно облегчает чтение текста. Исследования показывают, что человек использует периферийное зрение, чтобы сформировать более полную картину о том, на что он смотрит. Если человек смотрит прямо на что-либо, это не значит, что он не замечает окружающие элементы. Использование цветового контраста делает сложным восприятие информации. Пример такого сочетания - красный и синий цвета. Старайтесь избегать красного текста на синем фоне и наоборот. Людям легче воспринимать объекты, если они изображены в перспективе. Цвет хороший способ показать, что элементы имеют связи. Но не забывайте использовать для этого дополнительные визуальные средства, так как часть людей плохо различает цвета. Источник:
HotDesignFor.UsСама статья.