Этот пост открывает серию постов, в которой я попытаюсь кратко, но связно изложить историю индейского народа чероки с древнейших времен до наших дней (UPD. На самом деле - до переселения в Оклахому в 1830-х годах, дальше не осилил). Я пишу этот текст в основном для себя, чтобы упорядочить интересные вещи, которые только что узнал, и попытаться свести их в общую картину. Текст не претендует ни на научную строгость, ни на новизну - чуть менее, чем полностью, он состоит из сильно сокращенных переводов англоязычных статей по теме. Однако на русском языке популярных статей по индейской истории почти нет, поэтому эта серия постов может быть интересна широкому кругу интересующихся историей читателей. Я не осилю детально проверять каждое утверждение, которое привожу, и поэтому наверняка наделаю кучу ошибок. Уточнения в комментариях приветствуются. (UPD спустя 2.5 месяца. Но не ждите, что я на них буду реагировать - ковыряться в источниках мне уже надоело).
Итак
История народа чероки, часть первая. С незапамятных времен до 1700 года
Ранняя история народа чероки (точнее, цалаги, именно так они сами себя называют) покрыта мраком. Язык чероки отделился от ирокезских языков между 1800 и 1500 гг. до н.э. Согласно наиболее популярной версии, предки чероки примерно в XIII веке мигрировали с южных окраин ирокезских территорий дальше на юг, одержали победу над местными племенами мускоги, захватили большую часть их территории и осели здесь:
Миграция чероки, скорее всего, как-то связана с социальными потрясениями, имевшими место в их обществе в то время. В легендах чероки упоминаются некие жрецы аникутани, которые пытались организовать нечто вроде кастовой системы, как в древней Индии. Однако против аникутани вскоре возник заговор, он вылился в резню, в которой жрецы были истреблены. Возможно, война с мускоги имела место как раз в период владычества аникутани. Дело в том, что чероки не были сильно воинственны, война у них считалась грязным делом, и воины, возвращающиеся из похода, не допускались к мирным делам до тех пор, пока не пройдут особый обряд очищения. Впрочем, единственным источником всех этих сведений являются легенды, передававшиеся из уст в уста, а это не слишком достоверный источник.
Первый контакт чероки с европейцами состоялся в 1540 году, в нем участвовал знаменитый испанский конкистадор Эрнандо де Сото:
Этот человек был одним из ближайших помощников Франсиско Писарро, завоевателя Перу. Эрнандо де Сото научил инкского императора Атауальпу играть в шахматы, был первым мэром Куско - первой столицы испанского Перу, руководил доставкой в Испанию инкских сокровищ, затем был назначен губернатором Кубы. Был одним из богатейших людей Испании. На Кубе де Сото набрал 620 добровольцев (интересно, что среди них были негры, причем не рабы, а нормальные равноправные конкистадоры) и на девяти каравеллах, две из которых были его личной собственностью, направился завоевывать будущие США. Однако в Северной Америке не нашлось ценностей, достойных того, чтобы их завоевывать, и поход конкистадоров плавно превратился в этнографическую экспедицию, которая в конце концов завершилась эпик фэйлом.
Контакт чероки с армией де Сото прошел мирно - поздоровались и разошлись, убедившись, что ни одна из сторон не представляет для другой заметного интереса. В отчетах де Сото утверждается, что деревни чероки, посещенные экспедицией, принадлежат племенному союзу Куса. В чем тут дело, непонятно - то ли границы территорий в те времена быстро менялись, то ли испанцы перепутали, что кому принадлежит. Единственным последствием первой встречи чероки с белыми людьми была эпидемия непонятной болезни, сильно сократившая численность чероки.
В 1567 году земли чероки посетил другой конкистадор, не столь знаменитый, как де Сото - Хуан Пардо. Он построил вдоль юго-восточной границы чероки шесть небольших фортов, поселив в каждом примерно по 20 человек. Пардо утверждает, что посетил пять городов чероки: Никваси, Эчтота, Дугилу, Конасаква и Китува, с населением до 1000-2000 человек на один город. Не исключено, впрочем, что некоторые из этих городов принадлежали другим индейским народам - испанцы плохо отличали одних индейцев от других. В марте 1567 года Пардо покинул земли чероки, а в конце 1568 между индейцами и испанцами случился какой-то конфликт, испанцев поголовно вырезали, а форты сожгли.
Больше испанских экспедиций в эти края не последовало - конкистадоры убедились, что больших ценностей тут нет, и потеряли интерес к колонизации будущих США.
Третий контакт чероки с белыми людьми состоялся в 1654 году, почти через 90 лет после второго. Состоялся он на нейтральной территории, ранее принадлежавшей алгонкинской конфедерации Поватен, недавно уничтоженной англичанами. Внезапно англичане обнаружили на этой земле новое индейское поселение, населенное шестьюстами представителями неизвестного англичанам племени (непонятно, входили ли в это число только воины или все жители поселения). Состоялось сражение, в котором чероки одержали победу, однако затем победители решили, что англичане слишком сильны, чтобы с ними воевать, и покинули спорную территорию.
В 1670 году Иоганн (Джон) Ледерер посетил город Сара, основанный чероки на месте сожженного в 1568 году испанского форта Хоара (впрочем, первый индейский город на этом месте был основан еще в XI веке). В следующем году там побывали Джеймс Нидхем и Габриэль Артур - агенты торговой империи Абрахама Вуда, также известного как полковник Вуд и генерал Вуд (он любил называть себя громкими титулами), одного из крупнейших торговцев пушниной в североамериканских колониях, фактически, местного олигарха. Однако в отношениях с местным вождем у обеих экспедиций что-то не заладилось.
Вскоре Абрахам Вуд обратил внимание, что ничтожное племя оканичи, обитающее на побережье, поставляет необычно много оленьих шкур. Разведка показала, что оканичи торгуют с какими-то племенами чероки, более склонными к торговле, чем население города Сара. Нидхем и Артур получили задание установить прямой контакт с этими племенами и в 1673 году прибыли в племя Чота. Поначалу переговоры шли успешно, стороны даже договорились установить дипломатические отношения (индейцы не знали, что простые коммивояжеры не имеют таких полномочий). Английским послом стал Артур, послом чероки - некто «индеец Джон». Однако когда Нидхем и индеец Джон отправились в Форт Хенри, между ними случилась ссора, в результате которой Нидхем погиб. Возможно, причиной ссоры стало то, что индеец Джон узнал, что Нидхем и Артур - вовсе не полномочные послы, а просто авантюристы. Вернувшись в родное племя, индеец Джон потребовал казнить Артура, однако не нашел поддержки у соплеменников, потому что к этому времени Артур подружился с вождем племени и фактически стал военным советником. Он организовал успешный набег на испанские поселения во Флориде, а затем, в 1674 году - на индейцев шони в Огайо. Второй поход был не столь успешным, Артур попал в плен, однако когда шони поняли, что захватили в плен белого человека, его немедленно отпустили. В июне 1674 года Артур привел первый торговый караван чероки в Вирджинию.
С этого момента торговля между англичанами и чероки стала весьма интенсивной. Чероки поставляли оленьи шкуры, а в обмен получали металлические изделия, холодное и огнестрельное оружие, порох и другие боеприпасы. Продавать индейцам алкоголь было запрещено, однако на местах это правило часто нарушалось. Тем не менее, расцвета алкоголизма среди чероки историки не отмечают.
К 1700 году чероки были в числе самых многочисленных, могущественных и высокоразвитых индейских народов Северной Америки. В чем-то чероки повезло - гористые земли, населенные этим народом, меньше привлекали английских поселенцев, чем территории, непосредственно прилегающие к побережью, или плодородные долины больших рек. Благодаря этому между чероки и англичанами почти не было конфликтов, для англичан чероки были «хорошие индейцы», «правильные индейцы», «наши индейцы». С другой стороны, близость английских колоний позволила чероки быстро перенять передовые технологии: сельскохозяйственные, ремесленные и военные.
Единого государства у чероки в это время не было, их народ представлял собой множество разрозненных независимых племен, то заключавших между собой временные союзы, то разрывавших их.