Музейные сокровища Ватикана.

Jun 15, 2014 12:00




Вид на Собор Святого Петра из города.
Гуляя по Риму, невозможно пропустить Ватикан. Это карликовое государство-анклав внутри территории города, площадью 44 га.

↓ Собор Святого Петра и одноимённая площадь:


↓ Вход в Ватикан:


↓ Здесь всех тщательно проверяют и ... :


↓ ... выходим во внутренний Двор Пинии:


↓ Первое, что бросается в глаза скульптура «Земной шар». Приобретен Ватиканом как шедевр современного искусства, в 1990 году, при папе Иоанне Павле II. Автор - итальянский скульптор Арнольдо Помодоро (иногда называют Помадоро). Диаметр наружного шара - 4 метра!
Скульптура вращается. В работу заложенный глубокий философский смысл. Гигантский, отполированный до зеркального блеска медный шар раскалывается безобразными черными трещинами, ползущими с оголенного лона земли. Люди, стоячие рядом со скульптурой, отображаются в ней. И вдруг понимаешь: а ведь и ты принимаешь участие в разрушения планеты - нашего общего дома:


↓ С другой стороны:


↓ Двор Пинии переводится на русский язык как двор сосновой шишки, названный так в честь огромной сосновой шишки, выполненной из бронзы и украшающий собой площадку перед Бельведерским дворцом, является очередной достопримечательностью Ватикана. Изначально, позолоченная бронзовая шишка размещалась на Марсовом поле, но была перенесена на новое место в 1608 году. Этот необычный элемент, чья нижняя часть украшена барельефами, изображающими атлетов Рима, выступает в роли фрагмента, венчающего античный фонтан, по обе стороны которого расположены фигуры бронзовых павлинов, а в центре находится барельеф головы, источающий воду. За шишкой знаменитая ниша Бельведера:


↓ Статуя льва посвящённая  фараону Древнего Египта Нектанеб'у I -  правившему в 380 - 362 годах до н. э. Первый фараон XXX (Себеннитской), последней коренной древнеегипетской династии. Нектанеб I был родом из Себеннита (егип. Теб-Нутер). Он занял престол, свергнув Неферита II. Своей резиденцией сделал родной город Себеннит:


↓ Скульптура «Голова императора Августа»:


↓ Первым делом захожу в музей Пия-Климента - один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769-1774 года) и Пия VI (1775-1799 года с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.
Музей Кьярамонти - посвящён античной скульптуре:


↓ Украшения над входом в зал:


↓ Даже стены и потолки впечатляют:


↓ Внутренний дворик:


↓ Охрана всегда рядом:


↓ Выставлено много римских саркофагов, с изящно выполненными рельефными сценами из жизни покойных, и погребальных урн:


↓ Фронтальная панель саркофага военачальника. Сцена помилования побежденных варваров (clementia). Мрамор, ~180 г. н. э.
Данный саркофаг относится к старейшей части ватиканской коллекции. Он использовался в качестве чаши фонтана, украшенного статуей Ариадны; еще в 1512 г. его упоминал Пико делла Мирандола. В то время, когда он был установлен во Дворе Статуй в Бельведере, считалось, что военные сцены на его рельефах относятся к правлению Траяна, императора, с благородной фигурой которого часто сравнивали папу Юлия II; именно этим обстоятельством объясняется перемещение саркофага в столь престижное место. Саркофаг, принадлежавший, вероятно, знатному официальному лицу из окружения императора эпохи Антонинов, несет изображение сцены помилования побежденных и плененных варваров - предположительно, сарматов - военачальником императора-"философа" Марка Аврелия (ок. 180 г. н. э.); сидящего победителя награждает венком Виктория. На левом торцовом рельефе два солдата сопровождают повозку с пленницей и ее ребенком; на правом торцовом релеьефе пленников (связанного мужчинуи двух рыдающих женщин) несут на носилках в триумфальном шествии. Обращает на себя внимание подчеркнуто-эмоциональное отношение к драме побежденных:



↓ Фронтальная панель саркофага с рельефом «Амазономахия». С 1550 г. саркофаг находился на вилле папы Юлия III, а в 1776 г. был перемещен в Ватикан, где неоднократно подвергался реставрации. На рельефе представлена сцена амазономахии - битвы греков с амазонками. В центре находятся фигуры предводителей противоборствующих сторон - Ахилла и Пентесилеи. Их лицам приданы портретные черты покойных, что позволяет датировать саркофаг 230-250 гг. н. э.:










↓ Гранитная ванна:


↓ Древняя римская статуя Река Тигр:






↓ Зал животных:




↓ В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони (1734 - 1818), часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов. Также здесь выставлены статуя Мелеагра с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.), торс Минотавра (греческий оригинал, V век до н. э.), римские саркофаги, принадлежавшие членам известной патрицианской семьи Сципионов. Статуи были отреставрированы в конце XIX века:


↓ Зал муз. Статуи слева направо: Терпсихира, муза танца; Апполон-кифаред (предводитель муз); Каллиопа, муза эпической поэзии и философии:


↓ Статуи слева направо: Клио, муза истории; Урания, муза астрономии; Талия, муза комедии:


↓ Пол:


↓ Саркофаг Констанции:




↓ Статуя богини плодородия - Артемиды:








↓ Скульптура Венеры Счастливой (Venus Felix) сделанная в 170 г. Эта скульптура имеет портретное сходство с Фаустиной, младшей женой императора Марка Аврелия:
















↓ Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130 - 140 годов н.э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара:






↓ Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.
Лаокоон, жрец Аполлона, и два его сына были стиснуты кольцами двух змей у подножия алтаря. Грудь Лаокоона поднимается и выпячивается, поскольку он безуспешно пытается оторвать голову змеи, которая собирается укусить его в бедро. Другая змея уже вонзила свои ядовитые зубы в бок младшего сына, который бессильно в муке оседает, в то время как старший сын пытается освободиться от ее колец. Вергилий подробно описывает этот эпизод (Энеида, II 199-233): троянский жрец Лаокоон предостерегал своих соотечественников против деревянного коня, оставленного уехавшими греками как «подношение Афине» и бросил в него свое копье. Это разгневало Афину, которая послала змей, чтобы убить Лаокоона. Неверно истолковав предзнаменование, троянцы не послушали предупреждений Лаокоона и втащили деревянного коня в город. Только Эней понял истинное значение предзнаменования и спас себя и свою семью; уехав в Италию, он основал там Лавиниум, а его сын - Альба Лонгу. Еще во времена Цезаря легендарная троянская родословная рода Юлиев использовалась в политических целях. Август сделал легенду краеугольным камнем своей империи, используя ее, чтобы узаконить свои притязания на трон. Группа Лаокоона, которую Плиний видел в императорском дворце, была, вероятно, заказана императором в первой половине I в. и изготовлена родосскими скульпторами с бронзового оригинала II в. до н. э. Согнутая правая рука была обнаружена Людвигом Поллаком (Ludwig Pollak) в 1905 г.; как оказалось, она принадлежала фигуре Лаокоона и была прикреплена к статуе во время последней реставрации, в 1957-60 гг. Так как значение этой скульптуры не ограничивается ее художественными достоинствами, но включает и ее историю, старая реконструкция Монторсоли (Montorsoli) была сохранена в гипсовом слепке, который можно увидеть из одного из окон Григорианского музея:


↓ Статуя Силена. Изначально был изображен в процессе наливания вина; большая часть реконструирована:


↓ Статуя Аполлона Кифареда с головой Диониса. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала кон. V - нач. IV вв. до н. э. :


↓ Статуя Мельпомены. Мрамор. Римская работа II в.:


↓ Статуя Полигимнии, музы торжественных гимнов. Мрамор. Римская работа II в.:




↓ Антиной:


↓ Церера (Деметра) - богиня плодородия и земледелия. Римская копия греческой работы ок. 420 г. до н. э. (школа Фидия):


↓ Геркулес:


↓ Гера (Юнона Барберини). Статуя богини, т. н. Гера Барберини; римская версия греческой работы конца V в. до н. э., приписываемой Агоракриту (Агарокриту), ученику Фидия:


↓ Древнеримская статуя императора Гальбы:


↓ Император Клавдий в образе Юпитера.40-50-е гг. I в. н. э.
Новые черты становятся еще заметнее в портретах времени императора Клавдия (41-54 гг. н. э.). Один из лучших - статуя императора Клавдия в ротонде Ватиканского музея. Клавдий изображен в образе Юпитера, в плаще, перекинутом через левое плечо, с жезлом в левой руке. Его голову украшает венок из дубовых листьев, рядом с ним - орел, неизменный спутник Юпитера. Статуя поражает несоответствием трактовки тела и головы: портретная голова пожилого императора посажена на статую греческого бога, лишь слегка переработанную мастером. В упомянутых выше статуях Августа и Тиберия, в которых они также изображены в образе Юпитера, формы, заимствованные из пластического искусства Греции, были переработаны мастером и хорошо сочетались с идеализированными чертами лица. В статуе Клавдия чисто внешне использованы формы классического искусства, что с этого времени становится обычным для римского портрета.
Идеальные формы тела вступают в противоречие с реалистической характеристикой лица. Портретная голова Клавдия является работой незаурядного художника. В ней переданы особенности старческого возраста - дряблая кожа, маленькие глубоко запавшие глаза, морщины на лице. Уши оттопырены, волосы низко зачесаны на лоб. Такое реалистическое изображение старческого лица представляет новое явление в портретах римских императоров. Черты лица Клавдия трактованы мягко и живописно, что характерно для многих портретов того времени:


↓ Статуя Юноны Соспиты, италийского божества из Ланувия. Возможно, культовая статуя II в. н. э.:


↓Статуя тогатуса Гения Августа. На голову накинут край тоги для священнодейства, в левой руке рог изобилия (правая рука с патерой реставрирована). Мрамор. I в.:




↓ Адриан. Мрамор. После 138 г. н. э.
Портретная голова Адриана, смонтированная на современном бюсте, отличается идеализированными чертами. Подобная иконография известна по множеству реплик, созданных, вероятно, после смерти императора, последовавшей в 138 г.:


↓ Антиной:


↓ Бюст Сераписа-Зевса. Римская мраморная копия с мраморного оригинала Бриаксиса второй половины IV в. до н. э.:


↓ Плотина, жена Траяна, умерла в 122 г. Размеры портрета наводят на мысль, что он был сделан после ее обожествления (129 г.):


↓ Бюст Юлии Пии (Домны):


↓ Пертинакс. Мрамор. 193 г.:


↓ Голова Антонина Пия. Мрамор. II в. Из Остии, 1804 г.:














↓ Потолок зала:


↓ Потолок зала:


↓ Погребальная урна:




















↓ Роспись потолка Зала Муз:


2013, Ватикан, Италия

Previous post Next post
Up